DVD диск
В DVD-приложении к пособию содержится четыре группы материалов:
· Мультимедийный фильм (3 части), отражающий основные сюжеты пособия для учителей «Духовные основы русской культуры», некоторые рекламные материалы и информацию о подписке на комплект данное издание;
· 62 текстовых приложения, включающих различные материалы, дополняющие основное содержание пособия;
· Около 2500 цветных фотографий, иллюстраций иконографических и художественных произведений, 9 слайд-фильмов и 4 цветные исторические карты и схемы
· Фрагменты музыкальных произведений - более 60 аудиофайлов с записью церковной и духовной музыки (общим объемом около 260 Мгб).
Каждая группа материалов имеет методические рекомендации по их использованию.
Краткая характеристика каждой группы материалов
Первая группа материалов
Мультимедийный фильм и рекламные материалы
Мультимедийный фильм имеет три части, соответствующие трем книгам пособия «Духовные основы русской культуры», и отражает его основные сюжеты. Данный фильм прошел научную и общественную апробацию на Международных образовательных Рождественских чтениях (2008), на ряде Межрегиональных и Областных научно-практических конференциях и чтениях в различных регионах России. Его фрагменты успешно используется педагогами высшей и средней школы в практической работе со школьниками и студентами.
Включение фильма в состав данного диска обусловлено двумя обстоятельствами:
во-первых, он раскрывает основные сюжеты пособия;
во-вторых, может служить некоторым примером составления подобного рода иллюстраций для занятий по православной культуре.
В этой же папке содержатся вспомогательные материалы – краткая аннотация пособия и некоторые рекламные материалы. Пособие распространяется по подписке, которую можно оформить по размещенному в рекламных материалах адресу.
Вторая группа материалов
Текстовые приложения
Текстовые приложения представляют собой небольшую хрестоматию. Они являются подборкой отдельных статей и избранных отрывков из книг, список которых не является окончательным и полным, но, по мнению авторов диска, наибольшей степени отражает замысел пособия для учителей «Духовные основы русской культуры». Включение текстовых приложений особенно важно для педагогов, не имеющих доступа к стационарным библиотечным фондам и Интернет-ресурсам, так как хотя бы в небольшой степени поможет им в знакомстве с данными материалами.
В прилагаемую хрестоматию не включены Священное Писание и труды Отцов и Учителей Церкви, так как они издаются в достаточно полном объеме (в том числе на различных дисках) и доступны практически любому исследователю и педагогу. Вместе с тем на данном диске в отдельной папке помещено 25 статей философа русского зарубежья И.А. Ильина, чьи труды только возвращаются к читателю и пока еще не получили широкого распространения среди педагогов и студентов. Но с точки зрения авторов диска, работы И.А. Ильина, несмотря на некоторый радикализм политических воззрений, обусловленных современной ему исторической эпохой, не потеряли свой актуальности и могут помочь читателю в формировании личной мировоззренческой позиции.
Также в отдельной папке размещены 12 статей и выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, отражающие некоторые его взгляды сущность и основные подходы к преподаванию православной культуры. Подборка этих материалов также не является полной, но дает общее представление о существе рассматриваемых проблем.
В другой отдельной папке содержатся некоторые статьи и отрывки из книг протодиакона Андрея Кураева, давно знакомых широкому читателю и используемых педагогами в практической работе. Размещенная на диске подборка фрагментов из пяти произведений о. Андрея является дополнением к основному тексту пособия «Духовные основы русской культуры» и более полно раскрывает основное содержание его отдельных частей.
Вне отдельных папок размещены труды иных исследователей-ученых и священнослужителей. Список авторов данных материалов также не является полным и может быть спорным.
В целом побор текстов, размещенных на данном диске, обусловлен задачами подготовки учителя к преподаванию православной культуры и необходимостью в связи с этим определения собственной мировоззренческой позиции. Изучение приведенных статей и отрывков из книг позволит более объемно, чем это отражено в книгах пособия, ознакомиться с основными проблемами и сущностными основами православной веры и культуры. Вместе с тем объем диска не позволяет представить всю полноту имеющейся литературы по данной проблематике, что потребует от педагога ее дополнительного поиска и изучения. Но в целом подбор текстов на данном диске может дать читателю представление о некоторой исторической эволюции взглядов ученых и священнослужителей по тем или иным обозначенным в пособии проблемам.
Изучение и анализ приведенных произведений и фрагментов позволит читателю расширить представление о проблематике пособия, в том числе по общим вопросам философии религии (главным образом, о специфике религиозного мировоззрения), характере взаимоотношения религии, культуры и науки, духовно-мировоззренческих основах русской культуры, особенностях российской цивилизационной модели и мировоззренческом выборе православных христиан. Все это, на наш взгляд, будет способствовать формированию личной мировоззренческой позиции более сознательно и ответственно.
Третья группа материалов
Цветные фотографии, иллюстрации иконографических и живописных произведений, слайд-фильмы и исторические карты
Иллюстративные материалы разнообразны и условно отражают три уровня подхода к освещению и восприятию одного и того же сюжета – «тела», «души» и «духа».
· К первому («тело») относится чисто зрительное восприятие конкретного места, где разворачивалось то или иное событие Священной истории (в основном фотографии, отдельные артифакты и исторические карты). Этот уровень обозначен на диске заглавной буквой А.
· Ко второму («душа») – освещение этого же события в художественной культуре (главным образом, в живописи и скульптуре). Этот уровень обозначен на диске заглавной буквой Б.
· Третий уровень («дух») отражает сакральные образы, помогающие человеческому духу соприкоснуться с Создателем (главным образом, византийская и отечественная иконография, мозаика и фреска). Он обозначен на диске заглавной буквой В.
Трехуровневый подход к отображению Священной истории позволяет избежать ее мифологизации, так как показывает не только предметную реальность на уровне артифакта или фотоснимка, не только отраженную реальность в сознании художника и представленную им в своем произведении, но и духовную сущность происшедших событий.
Размещение иллюстраций именно в такой последовательности позволяет при изучении основного текста пособия подниматься по ступенькам духовного возрастания и личного духовного опыта, постепенно открывая для себя всю полноту православного мировосприятия и всю глубину мироощущения православного христианина.
Некоторые краткие пояснения и особые указания к содержанию иллюстративных материалов, слайд-фильмов и исторических карт, размещенных на диске
I.
А - многие фотографии являются авторскими и публикуются впервые;
Б - произведения изобразительного искусства представлены как западными, так и российскими образцами с указанием фамилии их создателя, страны его проживания и, по возможности, даты написания картины (год или век), что позволяет читателю самостоятельно проводить сравнительный анализ мировоззренческих позиций авторов;
В – представленные произведения также, по возможности, имеют датировку и указание на отдельные отличительные признаки (иконописную школу, место нахождение и т.д.)
Вместе с тем ограниченные размеры места для подрисуночной подписи не позволяют указать более обширные сведения о произведении или его авторе. Этим же обстоятельством обусловлены некоторые сокращения и отсутствие после указания даты слов «год» или «век».
Произведения отечественных художников, созданные для росписи храмов (например, работы В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и других) расположены на данном диске в разделе, обозначенном заглавной буквой В, хотя изображенные на них библейские образы и сюжеты далеки от сакральных византийских и древнерусских аналогов. Но в данном случае мы исходим из первоначального назначения произведений, а не времени их написания и не из обстоятельств, повлиявших на эволюцию мировоззрения их создателей.
С другой стороны, фотографии святых мощей угодников Божиих помещены нами в раздел, обозначенный заглавной буквой А. Отдавая дань сакральности этих святынь, мы, тем не менее, помещаем их в раздел артифактов, так как фотографии могут отразить лишь внешнюю (видимую) сторону их почитания.
II
Весь иллюстративный материал размещен в соответствии с оглавлением книг пособия «Духовные основы русской культуры» по принципу «матрешки». Порядковому номеру книги (I, II или III) соответствует отдельная папка. В ней помещены папки, соответствующие разделам (или приложениям) той или иной книги, в которых, в свою очередь, могут быть еще папки, содержащие иллюстрации к более мелким частям книги. Такой подход к группировке иллюстраций обусловлен задачами изучения и усвоения основного материала пособия, а также поможет педагогу в использовании этого материала в практической работе.
Вместе с тем следует учитывать первоначальное назначение размещенного на диске материала - это иллюстрация к книгам пособия «Духовые основы русской культуры». Поэтому технические параметры представленного иллюстративного материала вполне соответствуют этой цели, но могут быть недостаточны для составления из него собственных презентаций и мультимедийных фильмов, для демонстрации которых требуются исходные материалы более высокого качества.
III
Особые указания по использованию в качестве иллюстраций к пособию «Духовные основы русской культуры» западной живописи
Пособие направлено, прежде всего, на раскрытие духовных основ отечественной культуры, поэтому использование в нем образцов западного искусства (мозаики, фресок и живописных полотен) носит вспомогательный характер.
В этой связи:
· на данном диске они расположены в разделе «искусство» и обозначены заглавной буквой Б независимо от своего первоначального предназначения (роспись католического храма или художественная картина);
· западная живопись в видимой форме показывает отличия католицизма и протестантизма от православия, поэтому в данном пособии эти образцы используются при проведении сравнительного анализа типов мировосприятия, путей богопознания и богообщения с целью формирования читателем собственного мировоззренческого выбора;
· русская иконопись нового и новейшего времени в некоторой мере (через апостасию сознания авторов произведений) оказалась под влиянием западного искусства, поэтому ее использование, как при изучении основного материала пособия, так и в педагогической практике ограничено. В этой связи и на данном диске она представлена небольшим количеством образцов (также, в основном, для сравнения);
· в русской живописи и тем более в иконописи отсутствуют иллюстрации многих сюжетов Священной истории, поэтому для полноты общей картины иногда необходимо привлечение образцов западной живописи, однако, при их отборе необходимо учитывать различия мировосприятия в православной и католической культуре, которые могут быть отражены в соответствующих комментариях педагога.
Особо следует остановиться на использовании, как в данном пособии, так и в работе педагога репродукций с гравюр немецкого художника Юлиуса Шнорра Карольсфельда (1796-1872) и французского иллюстратора Гюстава Доре (1832-1883). На данном диске представлены отдельные произведения этих авторов без указания дат их создания.
Юлиус Шнорр и Гюстав Доре по праву считаются выдающимися представителями европейского искусства второй половины ХIХ в., произведения которых многократно воспроизводились в России, как в дореволюционный, так и в современный период времени (в народных, учебных и детских изданиях), а по зарисовкам Юлиуса Шнорра часто расписывали русские храмы. Многочисленные гравюры на темы Священной истории изображают события как бы вне времени и пространства: все персонажи одеты в условные «античные» драпировки, а типы лиц однообразны (образ Саваофа почти не отличается от патриархов, фараона или Моисея). Сюжеты Ветхого Завета отражают масштабность и космичность, вселенский характер событий, что подчеркивается фоном, создающим определенную атмосферу восприятия. Это вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов. Новозаветные сюжеты более академичны, но не лишены авторского воображения.
В целом такой подход к изображению Священной истории характерен для гуманистического, в значительной степени протестантского, творчества, но не может служить достоверной иллюстрацией православного миропонимания с его духовной устремленностью к преображению человека изнутри путем личного духовного опыта. Через аскетизм русского церковного искусства видится небесная правда и красота, так как в его основе лежат путь и средство к такому преображению мира и человека, «смиренное сознание людской греховности и в то же время светлое ожидание милости Божией» (протопресвитер Василий Зеньковский). Западная культура, оставаясь христианской, не может раскрыть всю глубину христианского сознания, так как нарушает основополагающий принцип взаимоотношений Бога и человека, «обожествляя» последнего без его внутреннего возрастания и преображения.
IV
Отдельные мультимедийные презентации и слайд-фильмы, как возможный пример использования приведенного иллюстративного материала, размещены в папках, соответствующих разделам книг пособия:
Книга I, раздел III, 3.3 «Земная жизнь Иисуса Христа», 01 Богоматерь
· слайд-фильм «Богородица» (имеются звуковое сопровождение
Книга I, раздел III, 3.3 «Земная жизнь Иисуса Христа», 02 Рождество Христово
· слайд-фильм «Рождество Христово» (имеется звуковое сопровождение)
Книга I, раздел III, 3.3 «Земная жизнь Иисуса Христа», 04 Крещение, общественное служение
· слайд-фильм «Общественное служение» – (имеется звуковое сопровождение)
Книга II, раздел I, 1.1 «Апостольская Церковь» – три слайд-фильма (без звукового сопровождения)
· «Апостол Павел»,
· «Апостол Петр»
· «Апостол Иоанн Богослов»
Книга II, раздел I, 1.3 «Положение христианской Церкви в IV в».
· слайд-фильм «Каппадокия» (без звукового сопровождения)
Книга II, раздел II, 2.1 «Формирование догматики»
· слайд-фильм «Никея – город Вселенских соборов» (без звукового сопровождения)
Книга III, раздел II. 2.2. Православная иконопись и библейская живопись
· слайд-фильм «Духовные искания художников А.А. Иванова и Н.Н. Ге» (с музыкальным и текстовым сопровождением)
Все представленные на данном диске мультимедийные презентации прошли научную и общественную апробацию на научно-практических конференциях и чтениях различного уровня, в том числе на Международных образовательных Рождественских чтениях (2008, 2009), Межрегиональных научно-практических конференциях МГОУ (2006, 2007, 2008). Они давно и успешно используются педагогами высшей и средней школы при проведении занятий по православной культуре.
Технические характеристики размещенных на диске слайд-фильмов позволяют их редактировать в зависимости от условий использования, но качество исходных иллюстративных материалов может быть недостаточным для демонстрации широкой аудитории, так как основное назначение данных презентаций – «видимые» комментарии к тексту пособия «Духовные основы русской культуры».
V
В этой группе материалов помещены 4 исторические карты и схемы. Их размещение на диске соответствует тексту пособия «Духовные основы русской культуры». Все они расположены в книге I
Раздел II, приложение 01 Авраам
· карта «Странствия библейского патриарха Авраама»
Раздел II, приложение 02 Моисей
· карта «Исход евреев из Египта под предводительством пророка Моисея (возможный маршрут)»
Раздел III, 3.2. Исторические условия, 01 География и политика – две карты
· «Палестина во времена Иисуса»
· «Схема Иерусалима в период земной жизни Иисуса Христа»
Эти карты и схемы позволяют более точно и образно ознакомиться с основным текстом пособия, на соответствующих страницах книги I которого имеется указание на использование той или иной карты, а в конце этой книги приведены их черно-белые аналоги.
Четвертая группа материалов
Фрагменты музыкальных произведений
На диске (в звуковом формате mp3) представлена лишь малая часть православной церковной и духовной музыки, фрагментарно отражающая некоторые ее особенности и отличительные черты. Это небольшая музыкальная хрестоматия, состав которой (как и в случае с текстовыми приложениями первой группы материалов), не является ни полным, ни окончательным и может быть спорным.
Основной принцип подхода к побору музыкальных произведений и отрывков обусловлен общей структурой пособия «Духовные основы русской культуры», так как является «звуковым» комментарием к его основному содержанию и призван раскрыть сюжетные линии как текста в целом, так и специального раздела 2.3. книги III «Православная музыкальная культура». Поэтому авторы диска включили в его состав произведения духовных композиторов различных исторических эпох – ХIХ, ХХ вв. и современного периода, объединенных общей духовной идеей и наиболее полно представляющих сущность и эволюцию развития данного направления отечественной музыкальной культуры. Здесь содержатся фрагменты различных музыкальных произведений Турчанинова, Кастальского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Иллариона (Алфеева), архиепископа Волоколамского (быв. епископа Венского и Австрийского) и некоторых других композиторов. Кроме того, на диске представлены отдельные примеры древнерусских распевов (знаменного, демественного), знаменного многоголосия и византийских распевов, пасхальные и великопостные песнопения, обиходные песнопения (подобны), ектении и херувимские. Определенный интерес представляют фрагменты чтения Евангелия и Псалтири, а также колокольные звоны (красный трезвон и благовест), которые являются частью некоторых православных богослужений.
Авторы диска надеются, что размещенные на нем материалы помогут педагогу в его личном духовном возрастании, а также в профессиональной деятельности.