Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию

Система работы по духовно-нравственному воспитанию

 В течение довольно долгого времени учителя России ищут эффективные пути духовно-нравственного воспитания школьников. И многие сейчас уже пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. И чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, мировой художественной культуры, истории религий изобразительного искусства. Необходимо бороться не только за ведение основ православной культуры, но и за наполнение православным содержанием предметов, изучаемых в школе и на базовом уровне, и во внеурочное время. Ведь вся наша культура развивалась в недрах православия.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на внеурочную работу и деятельность системы учреждений дополнительного образования.
Хочу поделиться опытом нашей работы. С целью воспитания нравственной личности мы организовали совместную работу воскресной школы церкви Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове с классами среднего звена, а во внеклассную работу включили факультативы духовно-нравственной направленности, такие, как «Возрождение», «Истоки», кружки по изготовлению народной игрушки, театральную студию и др.
Особое внимание мы уделяем работе с родителями, проводя для них тематические родительские собрания, привлекая их к паломническим поездкам по святым местам, а также учитываем желания родителей и согласовываем с ними все направления нашей работы.
В разработке системы духовно-нравственного воспитания мы исходили из православных традиций и в частности из поучения схиархимандрита Иоанна Маслова, в котором говорится, что «плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает». Поэтому-то необходимо «прежде научить вере, потом другим наукам». Ведь прямым достоинством человека является душа, а не знания и ум. Каждый, наверное, осознаёт, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Вот поэтому мы и уделяем огромное значение духовно-нравственному воспитанию, которое, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, осуществляемого в системе отечественного образования.
С целью не только духовно-нравственного просвещения, но и воспитания мы отбираем учебный материал по гуманитарным дисциплинам, так как они в основном и формируют мировоззрение школьника. Так в базовое обучение вводится «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова). Знакомство со святоотеческой литературой, в том числе и с «Симфонией...» схиархимандрита Иоанна (Маслова), изменяет мироощущение детей, является действенным средством воспитания в них нравственных качеств и гражданских, патриотических чувств и понятий. Да и на уроках русского языка творения святоотеческой литературы являются главным помощником учителя. Школьники знакомятся со складом мышления русского народа, приучаются к постижению красоты истинно народной жизни, глубины её философского смысла, что особенно важно сегодня, когда вседозволенность и распущенность в речи достигла своих пределов. К тому же приоритет в нашем образовании отдан иностранному языку, а не русскому: так в 10 классе на изучение русского языка отводится 1 час, а на изучение иностранного как минимум 3, хотя ЕГЭ все учащиеся сдают по русскому языку, а не по английскому.
Именно с целью формирования православного мировоззрения мы работаем с «Симфонией…» на уроках литературы и русского языка, начиная с 5класса. «Симфония…» формирует идеал, который постоянно стоит перед глазами учащихся, - а это необходимо для познания, определения, оценки сначала литературного героя, а потом и себя.
Сначала на уроках литературы в 5 классе мы вводим основополагающие понятия, такие, как «Бог», «Христос», «Дух Святой», «Святые», «Любовь», «Красота», «Кротость», «Смирение», которые являются сердцевиной и воспитательной, и аналитической работы. Дети работают пока только с подзаголовками статей «Симфонии…», и включаются эти понятия в основной этап работы урока, составляя ключевые понятия, изучаемые на занятии. Так, например, при знакомстве с Евангелием, главы которого включены в курс литературы 5 класса, дети читают в «Симфонии…» подзаголовки раздела «Христос» очень важные для понимания Евангелия: «Христос ради спасения человека воплотился, жил на земле и умер», «Христос показал пример святой жизни», «Христос примирил Бога с человеком и человеков между собой». А далее при изучении первого жития «Сказание о Борисе и Глебе» учащиеся знакомятся с понятием смирение как прозрения истины и уясняют, что «святые ради любви ко Христу ни во что вменяли жестокие мучения».
Но ведь человек может оступиться, согрешить. Как различить праведность и грех, истину и ложь? Что ждёт человека, когда он согрешит? И как ему исправиться? Ответы на эти вопросы дети найдут, читая повесть Николая Василевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Учащиеся следят, как Вакула – верующий человек, отступает от Бога, по своей воле добывает черевички, и как он наказан Господом – не допущен на литургию в день Рождества Христова. Каков путь исправления избирает герой? Он приносит искреннее покаяние, в течение года исполняет данный Богу обет, и Господь прощает его, награждая счастливым семейством.
Вот так по мере духовного роста учащихся работа усложняется, расширяется и вводится уже на разных этапах урока, продолжая формировать высокий нравственный идеал, который способствует появлению желания жить по Заповедям Божиим и развивать в себе христианские добродетели, «плоды духовной мудрости» и «признак духовно живущего человека» (с.305). К окончанию 5 класса многие учащиеся помимо уроков литературы и русского языка начинают добровольно посещать нравственные беседы священника Алексея Довгополова при храме Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольяново.
А к началу 7 класса дети уже работают с полным текстом статей «Симфонии…». Так при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся изучают: «Что есть вера и её значение», «Признаки живой веры», «Обязанности детей по отношению к родителям»,- которые позволяют не только глубоко проникнуть в авторский замысел и проанализировать образы литературных героев «Тараса Бульбы», но и осознать сущность нравственных и духовных понятий, а через их осознание определить истинность своих поступков по отношению к родителям, товарищам, учителям.
К окончанию 7 класса учащиеся достаточно глубоко проникают в смысл духовных и нравственных понятий, что позволяет уже к началу 8 класса строить уроки литературы, используя «Симфонию…» с самого начала занятия и до его окончания. Дети настолько привыкают соотносить поступки героев и их характеры с идеалом, к которому призван каждый человек, что «Симфония…» становится их настольной книгой. Они каждый урок с радостью и необыкновенной сосредоточенностью открывают эту книгу, всякий раз постигая новую грань духовности и глубину изучаемых понятий.
Вся последующая работа на уроках литературы направлена на формирование православного мировоззрения и на воспитание в своей жизни стремления к подражанию Иисусу Христу – Источнику нашего спасения. Ведь «Симфония…» учит: необходимо «Подражать Христу, если хотим наследовать жизнь вечную».
Что же даёт такая работа? Изменяются ли дети в ходе неё?
Да, конечно. И это не только моё мнение как учителя, но мнение родителей, психологов – школьного и Свято-Тихоновского университета. Во-первых, у ребят повышается грамотность, развивается речь детей, она становится более ёмкой, глубокой. Учащиеся осознанно включают в свои высказывания православные понятия: страх Божий, спасение, добродетели. Постигая сущность явлений, учась анализировать произведения, учащиеся начинают создавать оригинальные творческие работы, которые отличаются от других глубиной мышления, логикой изложения и развитостью речи. Так, участвуя в окружном творческом конкурсе сочинений, посвящённом юбилею Михаила Шолохова, дети только одного, тогда 6 «А», а сейчас 9 «А» класса получили 12 грамот и дипломов в разных номинациях. А учащиеся 11 «А» класса сдали ЕГЭ по русскому языку на 4 и 5. Из 17 учащихся 15 поступили на бюджет в университеты и институты. Во-вторых, изучаемый материал многие дети соотносят со своими поступками, мыслями, действиями. Конечно, наши учащиеся – обычные московские дети. Но многих их отличает от других то, что они уже умеют анализировать свои поступки, стремятся исправиться и идут на исповедь в храм.
Предлагаю дополнить резолюцию нашей секции следующими положениями:
1.      Духовно-нравственное воспитание проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование, на основе православных ценностей.
2.      Увеличить число часов на изучение русского языка, литературы, истории как базовых предметов при формировании мировоззрения учащихся, а также основы для духовно-нравственного воспитания.
3.      Распространить просветительскую воспитательную работу и среди родителей.
 
Донченко Л.М., кандидат педагогических наук,
учитель русского языка и литературы СОШ №766 Москвы
заслуженный учитель РФ
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь