Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Актуальные проблемы использования святоотеческого наследия в воспитании современного школьника

Актуальные проблемы использования святоотеческого наследия в воспитании современного школьника
Проблема утраты чувствительности к духовному внутри себя отдельными людьми стремительно перерастает в проблему глобального характера. В итоге ощутимо теряет качество духовная атмосфера жизни в целом. Эта атмосфера столь же таинственна, как и духовная суть каждого человека. Её невозможно зафиксировать органами чувств или научными приборами. Лишь немногие даже догадываются об её существовании. Но как рыбы могли бы догадаться о роли воды в их жизни, только оказавшись на берегу, так и люди начинают ощущать опасную разряженность данной атмосферы, когда слабеют и рвутся связывающие их нити душевности, сердечности, теплоты, любви, жертвенности, преданности, верности.
Даже там, где уважение к закону, ответственность, честь и совесть еще давно были законом профессиональной принадлежности – например, среди милиционеров, учителей, врачей, - отношение к людям часто определяется «суммой в конверте». Мы начинаем задыхаться, так как это не жизнь; это попытка существования вне духовной атмосферы, вне того, что только и делает человека человеком, а окружающую его среду естественной для жизни.
Мы переживаем за отравление реки и озера, уничтоженные леса, отсутствия условий для естественного существования дальневосточного тигра и некоторых других животных. Переживаем за здоровье людей, их знания, интеллектуальные возможности, другие индивидуальные качества. Но совершенно не думаем о нашей духовной природе – главной основы подлинного человеческого бытия. Сейчас, прежде всего, нужна экология духовной жизни человека.
Безликая посредственность захватывает мир, нарастает провал в заурядность, мир разучился творить, мыслить, рождать идеи, он обнищал духовно. Падает интерес детей к учебе, у них всё больше проблем с освоением школьных программ. И никакие реформы или финансовые вложения ситуацию в образовании не изменят. Истоки проблемы – за пределами школы. Сама жизнь с её бесконечной гонкой за развлечениями и богатством подавляет нечто ценное в детях и ведет их к внутреннему обнищанию.
ХХ век вначале стал «столетием мечты» о прекрасном будущем, к которому человечество неизбежно придет с помощью науки, образования, техники, а затем стал «столетием крушения мечты». Фактически крушением закончились многие попытки добиться качественного улучшения ситуации в деле повышения культуры и нравственности людей, ликвидации преступности (наркомании, алкоголизма), улучшения общественных и семейных отношений, психического здоровья людей. К началу нового столетия на Западе дружно заговорили о снижении среднего уровня интеллекта и творческих способностей людей. По словам профессора А.А. Зиноваева, «интеллектуальная деградация приняла такие формы и масштабы, что можно говорить об особых интеллектуальных болезнях и эпидемиях таких болезней». Так в середине ХХ века фактически ничем окончился поход «за интеллектуализацией» мира через прогресс в образовании.
ХХ век с особой наглядностью продемонстрировал действенность библейского предостережения: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс., 126, 1). Утрата связи с духовностью и традиционными религиями делает все попытки решить наши земные проблемы безрезультатными, а то и ухудшающими исходную ситуацию.
«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знани2?» – читаем мы в притчах Соломоновых (1,22). Эти вопросы обращены к нам, которые еще сомневаются в премудрости Божией.
Милостью и промыслом Божьим объединяются педагоги православного духа, желающие помочь друг другу в решении многих профессиональных и житейских вопросов. Они стараются внедрить основы православного мировоззрения и духовно-нравственные основы в преподавании предметов общеобразовательного цикла в образовательных учреждениях. Так с 2006 года в г. Пушкино Московской области образовался клуб православных педагогов «Возрождение» - районное методическое объединение учителей разных предметов, ищущих единый и цельный путь к совершенству в православной педагогике, основывающейся на Священном Писании и раскрывающейся в творении святых Отцов. Наш клуб объединяет людей, жаждущих знаний родной православной культуры, желающих изменить свое отношение к миру, внести свет Христовой истины в свою жизнь и жизнь своих учеников, родных и близких. В начале это были встречи для 5-6 учителей одной школы, где я работаю, потом об этих встречах стали узнавать учителя других школ, мы рады были всем, кто интересовался и спрашивал: «А можно нам?». Теперь наш клуб объединяет около 50 учителей разных предметов: литературы, русского языка, биологии, химии, истории, английского языка, пения, психологии, социальной педагогики, методистов дошкольного образования. Почти все мы – дети трудного времени – атеизма, марксизма-ленинизма, есть и молодые специалисты, которые только окончили институты или заканчивают. Но всех нас, молодых и седовласых, объединяет внутренняя потребность в Богообщении, желание найти решение многих трудных профессиональных и житейских вопросов, на  которые не нашли еще ответов в светском обществе и светских книгах. Среди нас есть и мусульманка, учительница истории и права. Во всех встречах, конференциях она участвует с нами и получает, как говорит сама: «Много полезного и интересного». Нас всех объединяет любовь к детям, профессии и к жизни.
Основная задача нашего объединения – оказание практической и методической помощи каждому преподавателю, нуждающемуся в поддержке, найти вместе ответы на трудные вопросы через веру, через Священное Писание и творения святых Отцов. Вера расширяет область познания человека. Поскольку вера, по словам схиархимандрита Иоанна Маслова, - это «средство восприятия истин, непостижимых для человеческого разума». «У веры и у науки одна область истины», - считает святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
Нас интересуют разные направления работы: святоотеческое наследие, православная культура и этика, православные традиции, православная художественная и мировая литература, искусство. Учитывая сложную обстановку в российских семьях, наше объединение уделяет большое внимание вопросу семейных отношений и влияния святоотеческого наследия на воспитание молодого поколения.
Одна из задач клуба – показать познавательную значимость и ценность традиционной православной культуры для учителей и учащихся, раскрыть перед ними путь духовного самосовершенствования. Мы должны подчеркнуть, что православная педагогика, воздействуя на человека, опирается на положения о бесконечности жизни, причем имеется ввиду не только его деятельность на земле (от рождения до смерти), но и его существование после смерти. «Там лишь развивается и растет то, что здесь посеяно, то есть добродетели разрастаются в вечности», учат святые Отцы и Евангелие.
Большую моральную и духовную поддержку в организации и проведении семинаров оказывают священники Пушкинского и Сергиево-Посадского благочиния: о. Андрей, о. Феофан, о. Федор, о. Владимир Янгичер. Но первый откликнулся о. Андрей, который разделял с нами все трудности первоначинания, когда не ладились и срывались встречи. Но он утешал и всегда находил нужные слова поддержки. Постепенно из школьного объединения встречи переросли в районные. Члены нашего клуба или методическое объединение учителей разных предметов, 4-й год регулярно собираются в первый вторник каждого месяца в 16 часов в шк.№1 г. Пушкино.
По учению святых Отцов, всеобъемлющим, руководствующим принципом жизни человека является истинная вера, усвоенная умом и сердцем, воспринятая всем существом. Поэтому утверждения о том, что необходимо сначала «научить вере, затем другим наукам», является главным принципом православной педагогики. В связи с этим многие учителя нашего клуба активно участвуют в Областных Образовательных Рождественских чтениях, в Международных Глинских Образовательных чтениях, готовят доклады, открытые уроки, выставки, внеклассные мероприятия, беседы с родителями, посещают храмы и знакомятся в паломнических поездках со святынями земли Русской. Всё это объединяет нас в добрых делах и укрепляет веру.
Занятия в клубе проходят в форме «круглого стола», где каждому предоставляется слово высказаться на заданную тему. Нашими гостями и участниками встреч являются интересные люди: врачи, психологи, юристы, поэты, журналисты и обязательно священники, слова которых воспринимаются с особым трепетом и вниманием.
С 2007 года два раза в год наши учителя принимают участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», которая проводится в Московском государственном областном университете (МГОУ) под руководством Ольги Владимировны Розиной, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России и средних веков. Вышли уже 4 сборника с докладами конференций, в каждом из них есть доклады наших учителей.
Некоторые учителя нашего клуба посетили курсы повышения квалификации по предмету ОПК и курса «Духовное краеведение Подмосковья» Л.Л. Шевченко.
Очень важно чтобы учителя имели правильные ориентиры и необходимую учебно-методическую базу. В этой связи мы постоянно пополняем фонотеку, аудио и видеотеку, а также литературу, через которую можно ближе узнать о житиях святых, об их подвигах, об их жизни, ведь так мало мы еще о них знаем, а это бесценный кладезь духовной мудрости. Каждый учитель имеет возможность пользоваться этим наглядным материалом, обмениваться новым. В клубе царит дух сотрудничества, взаимопонимания, чуткого отношения к мнению каждого. Всегда есть возможность продолжить разговор за чашкой чая у самовара, это позволяет почувствовать тёплую атмосферу дружной семьи, православного духа и любви.
Святые Отцы указывают на важные христианские принципы, которыми необходимо руководствоваться в деле православного воспитания, а именно: любовь к Богу, к ближним, к Родине, снисходительная мудрость, кротость, жертвенность и другие.
Научиться любить ближнего, как самого себя – главный закон христианской жизни. Смысл христианской жизни – с любовью работать друг другу. «Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других. Жить для других – это долг любви» - указывал схиархимандрит Иоанн Маслов. Наши учителя учатся жертвовать собой, своим внеурочным временем, покоем, личными удобствами ради ближнего, с любовью делясь своим опытом.
Каждый учитель должен следовать принципу согласования внутреннего и внешнего.Этот принцип заложен в природе человека. Человек состоит из души и тела, тесно связанных друг с другом. Согласовывая внутренне с внешним, человек идет путем, указанным его Создателем. В противном случае он не подчиняется Богу и действует самолично. Педагогическая мудрость состоит в том, чтобы применять к жизни учеников наставления святых Отцов, древних подвижников, сообразуясь с современными условиями, указывал схиархимандрит Иоанн Маслов.
С чего же надо начать дело исправления недостатков, кто виноват в плохом поведении детей? Первородный грех? Родители? Или учителя и школа? А, может быть, окружающая среда? К сожалению, нередко школьные родительские собрания сводятся к обсуждению недостатков ребенка, проблем его обучения и поведения. На наш взгляд, характер встреч педагогов с родителями должен быть изменен. Все нам, взрослым, нужно учиться мудро управлять детьми, постигая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого, среди которых особое место занимают святые Отцы и учители Церкви.
Почему столь важным в педагогике является святоотеческое наследие, и какое значение оно имеет для воспитания подрастающего поколения? Это важно потому, что в России всегда была традиция воспитания на житийной литературе и писании святых отцов. Дети понимали и усваивали начала истинного христианского любомудрия, поскольку оно, по словам святителя Феофана Затворника, «есть корень и основание всему последующему».
В современной России мы являемся свидетелями ослабления естественных традиционных отношений в семье. Рвется связь поколений - родители восстают на детей, дети - на родителей. Там, где должна царить светлая любовь, нередко водворяется ненависть и разлад. Постоянно увеличивается число неполных семей, беспризорных детей, забытых отцами и матерями. Печальные, грустные глаза детей мы часто наблюдаем за партами в школе. Порой, им не до учебы – в голове недетские заботы. Какая тут успеваемость и благочестивое поведение?! В классах порой половина и больше неполных семей при живых родителях! Поругана любовь! В семьях нет стабильности, и, как следствие семейных неурядиц, плохая успеваемость у детей. Не могут православные учителя быть в стороне от этих проблем. Эти вопросы являются предметом обсуждения на семинарах православного клуба. Что надо делать? Как изменить ситуацию к лучшему? Дети имеют право быть любимыми и желанными, чтобы потом правильно построить свою семью – в этом наша задача, задача взрослых.
Духовное здоровье нации в опасности. Об этом свидетельствуют православные учителя и православные врачи на встречах клуба и повсеместно. Эти вопросы волнуют каждого истинного гражданина и патриота своего Отечества.
Величие России в области мировой культуры бесспорно. Уберите из мира русскую музыку – мир оглохнет, уберите русскую живопись – мир потускнеет, уберите русскую литературу – мир онемеет. А откуда и музыка, и живопись, и слово? От Церкви. Именно Церкви обязана Россия своим высоким нравственным сводом, своим могуществом, своим первенством в мировой культуре. Русская классика и народная мудрость - хранители нравственности. Теперь, как никогда, возможно преподавать русскую классику, как мостик между мирской жизнью и Богом. Но для этого нужна воцерковленность, прежде всего, самих учителей. Без этого ничего не получится. А для начала хотя бы понимание, что без Бога Россия не возродится, что Господь – это такая же реальность, как окружающий нас мир. Классика, берущая соки питания у Священного Писания, у святоотеческого наследия, у летописи, былин, житийной литературы, - вот кто спасал учителей и детей, а значит, Россию.
Учитель, любящий свой предмет и учеников – уже проводник Божий любви. А, если еще вдобавок, преподаванию программы и совместным поездкам по святым местам он привьет детям тягу к чтению житийной литературы – нет цены такому учителю. Мы должны возрождать школьный театр, лишенный пошлости, противостоящий современной западной культуре и эстраде, с помощью классики, основанной на духовных традициях русской культуры. В этом году учителя нашего клуба вместе с ребятами подготовили спектакль по роману выдающегося по силе веры и духа, разумению истины и своей церковности, православного христианина и писателя, Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Спектакль был показан 7 и 19 января в городском Доме культуры, в четырех школах нашего города и имел большой успех.
Если мы, взрослые, хотим сформировать в детях личность гармонично и всесторонне развитую, живущего по законам духовной жизни, знающего своего Творца, исполняющего Его заповеди, то сами должны держаться крепко той доброй нравственности, которой учит православие и которая проповедуется в Священном Писании и в творениях святых Отцов.
Поэтому, дело воспитания ребенка есть подвиг: ведь оно предполагает устроение собственной жизни по заповедям Божьим ради внутреннего преображения своего ребенка. «Показывай Богопознание и Богопочитание твое делами твоими, а не одними словами», - учил святитель Тихон Задонский. А митрополит Московский и Коломенский Филарет, великий духовник и наставник XIX века, писал: «Желающие иметь достойных детей, благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями». «Первая забота родителей – научить жить по христиански», - читаем мы «Симфонии…» схиархимандрита Иоанна (Маслова) (стр.187). Этот труд стал настольной книгой у многих преподавателей литературы, истории и других предметов.
Осмыслив эти добрые наставления, благочестивый родитель и воспитатель встанет на путь духовного подвига ради спасения душ собственных детей и учеников. Только исправляя свою жизнь, следуя заповедям Божьим, мы в праве рассчитывать на «плод обильный» - на благодарность и послушание наших детей, на их уважение и почтительное отношении к нам. Для этого нужно быть духовно грамотными людьми, знать Священное Писание, толкования святых Отцов, быть просвещенными светом Христовым. Ведь наше суждение, адресованное детям, не может быть мнением одного лишь нашего суетного ума. Оно должно отражать взгляды, основанные на православном миропонимании.
Подведя итог вышесказанного, следует заметить, что понятие «формирование личности» тождественно понятию «духовно-нравственное воспитание». Кого мы должны воспитывать? Граждан мира или патриотов нашей Родины? Наполнять детей «общечеловеческими ценностями» или поучительной историей нашего Отечества? Современный мир деградирует и самоликвидируется по причине именно нравственной распущенности, и из истории мы знаем, что такой мир обречен на разрушение. Человек, воспитанный не как личность, а как серая масса потребления, не может создать нравственно здоровую семьи, не может быть хорошим гражданином, и в итоге не может быть человеком – личностью в смысле, котором понимали это слово в древности.
По этой причине нам следует задуматься по которому пути пойти. Есть точные слов Священного Писания, которые поразительно подходят к нашему времени: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывати тебе на земле» (Втор.30, 19-20).
Оценивая святоотеческий взгляд на воспитание подрастающего поколения и другие проблемы общества, мы с уверенностью заявляем, что святоотеческое наследие оставило нам неисчерпаемый багаж незыблемых вечных мыслей и христианских ценностей. Мы должны усвоить главное: в христианском сознании общество - это живой организм, скрепленный духовными взглядами. Поэтому всякое игнорирование сферы духа в общественных отношениях может иметь для общества и государства губительные последствия. Наставления святых отцов древней церкви и отечественных святых мужей – всех одухотворенных носителей Божественной мудрости – должны быть востребованы обществом в наше время.
Святоотеческие принципы воспитания духовности, нравственности, культуры могут и должны использоваться в каждой школе, в каждом образовательном учреждении, каждой семье – везде, где речь идет об образовании детей и юношества. Этот кладезь духовной мудрости содержит в себе главные принципы образования, христианского просвещения, воспитания души человеческой.
Истинное возрождение России невозможно без возвращения к традиционным идеалам нашего народа. Спасение – в духовно-нравственном воспитании молодежи на основе православных ценностей, начало которому должно быть положено в семье и школе.
Агасиева Т.М.,
эксперт-теолог, учитель англ.языка школы №1 г. Пушкино,
руководитель клуба «Возрождение»
 
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь