Программа «Основы русской духовной культуры» как база для создания единого воспитательно-образовательного пространства в школе
Щекина Е.И. СОШ №10 с углубленным изучением предметов г.Дмитрова Московской области
Основной задачей общеобразовательной школы является воспитание ребенка, образование же - одно из средств воспитания, но наиболее приемлемый метод для школы. Важную роль при этом играет отбор материала, способы его преподнесения, доступность для восприятия ребенка и оптимизация всего процесса обучения.
В последнее время вошел в моду термин «духовно-нравственное воспитание», и сразу же посыпались рапорты о реализации в школах этого самого воспитания. Какие только виды деятельности не относят к этому направлению, каким только эпизодическим мероприятиям не приписывают эту роль! Русский педагог К.Д.Ушинский обращает внимание педагогов на то, что, прежде всего, «в основе нравственного воспитания лежит труд душевный». А душевный труд не бывает разовым, кратковременным; он неизмерим и не выполняется по заданию.
Казалось бы, программа «Основы православной культуры» должна была все расставить по своим местам, но, к сожалению, она не рассчитана на все годы обучения ребенка в школе, не учитывает его возрастных особенностей, требует согласия родителей, не интегрирована со школьными предметами. И, наверное, нет смысла вводить «Основы православной культуры» для 10% учащихся, ибо они не смогут противостоять негативному влиянию остальных 90%. Реальность констатирует, что пока еще наше общество не готово к безоговорочному принятию постулатов Православия. Несмотря на то, что по статистике около 80% россиян считают себя православными, многие отказываются ходить в храм, отрицают роль и значение православного духовенства, нравственные заповеди и т.д.
Православие учит, что прямая дорога к Богу - молитва, милосердие, покаяние, духовные книги. Это дорога в Церковь. Но реальность часто более упряма и жестока, нежели наши желания. Средства массовой информации на разных уровнях обсуждали вопрос о введении в общеобразовательных школах «Основ православной культуры». И что делать, если дети не видят необходимости посещать храм и уроки по этому предмету, родители тоже высказываются против? Тащить силой - только навредить. Оставить, как есть, - потерять большую часть поколения, время и, самое главное, души детей, которые испытывают растлевающее влияние окружающей среды, кажущейся ребенку весьма привлекательной. Представьте, что в школе вводится предмет «Основы православной культуры», а учитель литературы, биологии или истории атеист. Как будет чувствовать себя ребенок? Более всего пострадает он! В Дмитровской средней общеобразовательной школе №10 с углубленным изучением предметов около 100 педагогических работников. У каждого учителя свое сложившееся мировоззрение, свое отношение к религии. Есть среди нас люди верующие, воцерковленные, есть ищущие веры, представители других вероисповеданий, есть и атеисты.
В нашей школе действует экспериментальная программа для общеобразовательной школы «Основы русской духовной культуры» (авторы Рубцова Г.И., Щекина Е.И.). Поводом к ее созданию послужили многолетние педагогические наблюдения за процессом развития личности учащихся, понимание необходимости установления связи научного знания с духовными и нравственными ценностями нашего общества и, ни для кого не секрет, недостатки школьных учебников.
Программа «Основы русской духовной культуры» не проповедует религию. Она открывает дверь в мировую духовную культуру и приглашает к чувственному познанию окружающего мира, построенного на гармонических законах, утверждает, что человек создан творцом, а не разрушителем. Посещение таких уроков не требует согласия родителей, поэтому мы имеем возможность говорить со всеми детьми о русской культуре, которая замешена в первую очередь, конечно же, на Православии. Но, говоря о Православии, нельзя не вспомнить и о языческом прошлом Руси, и о других религиозных культурах, поскольку наша страна многонациональна. А чтобы ребенок увидел красоту и мудрость Православия, он должен иметь возможность сравнить его с другими христианскими конфессиями и мировыми религиями, должен почувствовать устремленность своей души к Православию. Программа «Основы русской духовной культуры» подводит ребенка к пониманию того, что люди живут по заповедям Христовым, часто сами того не зная. Продолжая мысль Отцов Церкви, что душа по существу своему христианка, можно добавить: «А русская душа - православная». Через произведения классической русской литературы, музыки, живописи, архитектуры, жития святых, философию, историю просматривается величие Бога, сила и грозный лик Его, Его милосердие.
В основе нравственного воспитания должно лежать понимание того, что наличие и борьба добра и зла изначально существуют после грехопадения в каждом человеке. Двойственность нашей духовной природы обнаруживается уже с раннего детства: «и да, и нет». И когда ребенок становится «очевидцем» переживаний автора или литературного героя, он обретает опыт положительного чувствования, вопреки бесчувственности или агрессивности современной реальности. Говоря об этой двойственности, подчеркивая важность личности воспитателя, И.А.Бунин пишет: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом - Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов «шалость», как говорили в старину. Народ сам о себе: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона, - в зависимости от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».
Программа «Основы русской духовной культуры» рассчитана на 11 лет обучения, учитывает возрастные особенности детей, реализует задачи патриотического, нравственного, эстетического, правового, полового воспитания. Она имеет несколько направлений, которые проходят через все классы, обогащаясь и углубляясь в соответствии с возрастом школьников. Одно из них - подведение ребенка к пониманию существования непрерывного диалога времен и культур.
Историческое сознание детей 1,2,3 кл. ограничено понятиями «давным-давно», «вчера», «завтра». Хронология исторических событий не имеет для них никакого значения, поэтому выделяются только два основных события - Сотворение мира и Рождество Христово. В книгах для чтения «Священная история в простых рассказах для детей» (Ветхий и Новый Завет) повествования даются в доступном для этого возраста изложении, со стилевыми сказочными элементами. Каждое повествование излагается само по себе, ради того впечатления, которое оно может произвести на души детей (переложение сделано автором программы Щекиной Е.И.). Дети получают ответы на вопросы: «Кто создал этот мир?», «Откуда взялся первый человек?», «За что и как Бог наказывал людей?», «Кто сказал, что есть хорошо, а что - плохо?» - и т.д. В Новом Завете рассказы о чудесах Иисуса Христа даются в контексте проявления Его любви к людям, а не как «волшебство». Насколько возможно в этом возрасте, углубляется понимание детьми «добра» и «зла», укрепляется мысль, что к Богу следует обращаться не только с просьбой, но и с благодарностью. Для душевного развития детей очень полезны рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия и доброго отношения ко всему живому. Ибо, по словам К.Д.Ушинского, «трудом душевным…должно наполнить душу и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности». У детей этого возраста очень хорошо развито зрительное восприятие, они не очень бегло читают, поэтому к печатным текстам подобраны в качестве иллюстраций репродукции с картин преимущественно русской классической живописи, что подчеркивает связь русского искусства с Библией (подбор видеоматериала осуществлен учителем информационной технологии Г.И.Чечулиной). Кроме этих книг созданы электронные презентации по библейским темам, над которыми работали старшеклассники под руководством Г.И.Чечулиной.
Дети в 3-кл. уже способны понимать символический смысл притч, если речь идет о доступных им переживаниях. Могут они понять и то, что рассказ о ком-то другом может иметь отношение и к ним самим, воспринимают притчи и заповеди Иисуса Христа как основные нравственные ориентиры современной жизни. Здесь речь идет о греховности и добродетели. Называются нравственные качества личности, что расширяет запас слов детей, дает им возможность оценивать поступки свои и своих друзей, анализировать образы литературных героев. Дети узнают, «где написано, что нельзя мстить», что «надо слушать старших», почему нужно «возлюбить ближнего». В конце каждой темы в пособиях даются вопросы и задания или рассказ о народных обычаях и традициях, приближающие события «давно минувших дней» к нашему времени. Предполагается, что сближение времен в сознании ребенка, создает ситуации переживания, сопереживания, оценки нравственного выбора библейского или литературного героя и своего предполагаемого нравственного выбора. Так дети готовятся к анализу своих поступков, поступков литературных героев. И здесь нельзя не вспомнить слова К.Д.Ушинского о том, что в литературном произведении может быть «гораздо больше религии, чем в целой странице катехизиса, вызубренной наизусть, но не оставившей никакого следа в сердце». Задача нравственного воспитания в этом возрасте заключается в том, чтобы добрые инстинкты детской натуры превратить в сознательное стремление к добру и правде.
В 4-м кл. дети интересуются прошлым, историей, старинными предметами, охотно посещают музеи, с удовольствием читают исторические книги, смотрят телепередачи на историческую тему. Знания о христианской вере, Священном Писании можно преподносить им теперь в исторической связи и перспективе. Тем не менее, необходимо обращать внимание детей на значение, которое сообщаемые сведения имеют и для них лично. Здесь дается историческая и нравственная основа православных праздников: Рождества Христова, Крещения Господня, Сретенья Господня, Пасхи Христовой и др. Естественно идет подготовка к этим праздникам и участие в них. Дети совершают экскурсии по городу, знакомятся с храмами и монастырями Дмитровского района, житием духовного покровителя Дмитрова святого великомученика Димитрия Солунского, узнают о жизни и смерти страстотерпцев Бориса и Глеба, памятник которым находится возле Борисоглебского монастыря.
В 5-м кл. – погружение в народную, языческую, культуру, мир русской сказки, русских легенд и мифов, потому что мир Древней Руси изучается на уроках литературы и истории. Таким образом ведется диалог разных учебных предметов, диалог культур, ибо дети уже знакомы с основами христианской культуры, и создается единое образовательное пространство. К тому же дети знают о факте крещения Руси князем Владимиром, поэтому они должны знать, что было до этого события и что изменилось после него. Пятиклассники выстраивают древнерусский пантеон языческих богов в соответствии с древнегреческим и древнеримским, которые изучаются на уроках истории и литературы, знакомятся с языческими обрядами, традициями. Так появляется возможность ознакомить детей с русскими легендами и мифами, подвести их к пониманию философского смысла русских народных сказок, образов сказочных героев: Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, кикиморы, черта, водяных, русалок и т.д.
В 6 кл. предполагается дать детям ответ на вопрос: откуда пошла земля Русская, знакомство с судьбами и делами радетелей веры и Отечества: ап. Андрея Первозванного, создателей славянской письменности свт. равноап. Кирилла и Мефодия, русских святых и подвижников, которыми «расцветает духовность» земли Русской от великой княгини Ольги до новомучеников прошлого века. Как пример этой работы предлагаются фрагменты электронной презентации по теме «Новомученик архиепископ Дмитровский Серафим (Звездинский) и его духовные дети». В подготовке этих работ принимали участие и учителя, и ученики: много времени потребовалось на поиски и обработку документального материала, его оформление (руководитель проекта Г.И.Чечулина).
Программа 7-го кл. основана на познании роли архитектуры, живописи, музыки, поэзии, философии, науки в раскрытии основ нравственного богословия. Работа по этой программе требует специальных знаний и умений, поэтому мы стараемся обеспечить учителей большим количеством электронных пособий, в создании которых принимают участие, как учителя специальных предметов, так и имеющие соответствующую подготовку старшеклассники.
В 8-м кл. программа основана, прежде всего, на русском слове и литературе как искусстве слова. В этом возрасте у подростков появляется интерес к развитию личности в историческом времени: что думали и чувствовали люди в другие времена? Как влияет на человека жизнь в то или другое историческое время? Что принесет нам будущее развитие человечества? Сознание и обсуждение этих и аналогичных вопросов вполне доступно подросткам. Литература «помогает постигать опыт быстротекущей жизни», поэтому читатель имеет возможность наблюдать за действием закона Божьего в жизни разных поколений русских людей. В русской классической литературе отражен духовно-нравственный опыт предыдущих поколений. Она является тем духовно-нравственным пространством, в которое погружается ребенок, сопереживая вместе с литературным героем то или иное событие. Чтение художественной литературы - своеобразный нравственный тренинг, обращение к понятию «храм внутри человека», пробуждение интереса к внутреннему миру человека, его душе, совести, состраданию. В этом классе учащиеся более глубоко знакомятся с историей создания славянской письменности, учатся читать церковнославянские тексты, задумываются о выразительности русского языка и о необходимости соблюдать его чистоту, знакомятся с историей русской буквы.
Учащиеся 9-го кл. имеютсильно желание быть независимыми, решать все самим. Они пытаются восстать против родителей и вообще против авторитета взрослых. Подростки хотят уничтожить ограничения детства и в то же время часто теряются при встрече с новыми явлениями. И все же семья им нужна как убежище, откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно вернуться в случае беды. Желание подростков поскорее стать самостоятельными предоставляет возможность предложить им взглянуть новыми глазами на веру, на проблемы нравственности и отношения между людьми, особенно на отношения между мужчиной и женщиной. Их волнуют проблемы создания семьи, воспитания будущих детей и т.д. Многие живут в неполных семьях. В центре программы этого класса тема дома и семьи в соответствии с христианской психологией, взаимоотношение супругов, родителей и детей, степени родства между членами семьи, грехи против семьи (потеря целомудрия, блуд, гражданский брак, измена супругов, развод, аборт). Здесь идет разговор об особенностях воспитания мальчиков и девочек, о проблеме нравственного выбора. В этом возрасте подростки способны постигать незнакомое им прежде чувство любви, душою они стремятся к целомудрию, чистоте души и отношений. Щадя чувства подростков, о внутрисемейных отношениях лучше говорить на примере библейских и литературных семей. На уроках даются высказывания Отцов Церкви по этим вопросам, например: «Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих» (преп. Нил Синайский), а также Иоанна Златоуста («Господь даровал рождение детей, являя в нем…образ Воскресения»; «Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет»; «Будем…так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто»).
В 10-м кл. классе учащиеся способны уже абстрактно мыслить, рассуждать, философствовать. У них продолжает появляться интерес к развитию личности в историческом времени. В это время осознается гражданство человека, национальное и духовное единение, появляется готовность к восприятию высоких духовных ценностей. Эти вопросы рассматриваются теперь через Священное Писание, литературу и философию. Учащимся предлагаются извлечения из работ В.Соловьева, Вяч. Иванова, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, Б.К.Зайцева, А.Ф.Лосева, И.А.Ильина и других русских философов. На уроках литературы изучается роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Н.С.Лескова «Однодум» и др. Так укрепляется вера в истинности полученных знаний.
В 11-м кл. происходит завершение курса, дается представление об основах духовных культур мировых религий. В настоящее время многие подростки проявляют агрессию к людям с темным цветом кожи. По их мнению, в России должны жить только русские, поэтому в программе делается упор на сходство основ нравственности, как это хорошо видно на примере одной из нравственных заповедей: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. (Иисус Христос); Никто из вас не правоверен, покуда вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя. (Мухаммад); Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого. (Будда); Не делай другим того, что ненавистно тебе самому. (Равви Галлель). Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Причем русские православные люди никогда не гнушались породниться с представителями иной национальности и вероисповедания, что также оказывало влияние на развитие духовной культуры русского народа. Россия всегда была страной многонациональной. Конечно, прежде всего, в основе русской культуры лежит Православие, но на территории России ныне проживает много мусульман, иудеев. Кроме того, сейчас люди часто путешествуют, возникает необходимость в понимании представителей других культур, т.е. в диалоге культур. И, самое главное, выпускники, на фоне других религий, убеждаются в истинности, святости и чистоте Православия. В программе этого класса идет речь и о деструктивных сектах.
Мы помогаем ребенку прийти к Богу, быть может, более длинным путем, но более спокойным, естественным, оставляя за ним право выбора, ибо любой человек, даже маленький, имеет на это право. «Для детей, - говорит К.Д.Ушинский, - гораздо больше религии в детском рассказе из их жизни, чем в целой странице катехизиса, вызубренной наизусть, но не оставившей никакого следа в сердце». Дети принимают самое живое участие в обсуждении, спрашивают, добавляют, угадывают окончание, рассказывают, что случилось с ними, делятся своими впечатлениями. Они подолгу могут рассматривать картину, слушать музыку, чтение или рассказ учителя…Как же душа ребенка узрит Бога в поэзии, живописи или музыке? Что в звуках речи или музыки может свидетельствовать о Боге? Другая душа, в которой уже явился Он или к которой Он приблизился, к Которому приблизилась она сама. Это душа художника: поэта, живописца, музыканта, архитектора. И вот эта-то, узревшая Господа душа поможет возгореться искорке веры в душе юной, и потянется эта новая душа к познанию Бога. К.Д.Ушинский говорит, что учитель «должен снизойти до потребностей ребенка, заглянуть в его душу», он должен уметь подавать материал в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Нельзя один и тот же текст читать первоклассникам и учащимся выпускного класса.
Программа «Основы русской духовной культуры» - попытка осмыслить этапные моменты становления духовной культуры русского народа, вместе с детьми найти ответы на многочисленные вопросы о нравственных основах мироздания, помочь утвердиться в правильности духовного самоопределения, восстановить разрушенную духовную связь поколений. Программа интегрирует школьные предметы, опираясь на культурное и духовное наследие русского народа.
Важная роль в этом курсе отведена методическому аппарату. Высокое мастерство учителя, освобождение от школярства, строится на ряде принципов: гибкости, открытии, погружении в открытие, сотворчестве. Организация работы по этим принципам исключает шаблон. Это не значит, что каждое занятие - спектакль. Занятие это работа. Работа эмоций, чувств, мыслей, т.е. «труд душевный». Разнообразие форм занятий исходит из особенностей конкретной возрастной группы.
Программа не предусматривает пятибалльную систему оценивания. Она предлагает эмоционально-поощрительную оценку ощущения, чувства, восприятия, умения радоваться, включаться в работу, проявление волевых качеств и т.д. Такой оценкой поддерживается нравственное, психофизическое здоровье. Задача раскрытия возможностей творческого развития заложена в каждой теме программы и рассматривается как результат сформированности или несформированности качеств личности, ее нравственного, духовного здоровья.
Большое значение имеет создание единого воспитательно-образовательного развивающего пространства, пропитанного русским духом, духом Православия, целью которого является воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед собственным будущим, зависящим от его действий в настоящем, что совпадает с социальным заказом общества.
В заключение нельзя не обратиться к мысли Б.Л.Пастернака о том, что «можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего Он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование».