Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Формирование педагогической позиции священника (тезисы)

Янгичер В.В., протоиерей, преподаватель МДА
Формирование педагогической позиции священника (тезисы)

Определяющим фактором в формировании педагогической позиции священника являются слова Спасителя: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.,28,19).

Из различных обращений к Иисусу Христу за время Его земной жизни, чаще всего (после обращения «Господи!») звучало: «Учитель!» Во всех делах Своей земной жизни Спаситель более всего проявлял Себя перед людьми в двух действиях: исцеление от болезней и научение правильной жизни. Во многих случаях эти два делания совмещались: исцелить человека от болезни и научить – «больше не греши!» Другими словами, исцеление имело целью воспитание в душе человека правильной жизненной культуры.

Священник, как и каждый христианин, призван строить свою жизнь по образу Христа, с умножением того дара, который получил от Бога. Христос учил народ не только в храме, куда собирались для богослужений и обрядов, а Сам шел к людям, туда, где Его принимали и хотели слушать. Так же поступали и ученики Спасителя, когда выполняли завет: «Идите и научите!» Они не ждали, когда придут к ним и начнут задавать вопросы, а шли к людям сами. Следовательно, по образу такого делания, должен поступать и священник.
Следующий по значимости фактор – это позиция Церкви, выраженная в святоотеческом учении о человеке. Эта наука складывалась веками и прошла испытание во многих народах, во всякие времена – спокойные и драматичные, при любом образе правления и государственного устройства, во всех жизненных ситуациях (как в личных, так и в общественных). Разработке этого учения духовные учителя посвящали всю свою жизнь – без выходных и отпусков, бескорыстно и самоотверженно, не оставляя этих трудов часто даже под угрозой смерти. Предметом их исследований являлась душа человека, его духовные устремления и их проявления, от которых зависит не только земная, но и вечная жизнь. В результате этой последовательной многовековой деятельности, не имеющей аналогов в истории светской науки, сложилась цельная система педагогических знаний и методов работы по воспитанию личности. Русская классическая педагогика, в лице своих лучших представителей, всегда основывалась – и продолжает это сегодня (хотя нередко неосознанно) – именно на святоотеческой науке о человеке – христианской антропологии.
Таким образом, мировоззренческую позицию священника как педагога определяют два основных фактора: заповедь Спасителя Иисуса Христа и учение святых отцов Церкви.
Кроме внутренних, неизменных духовных установок, существуют изменяющиеся условия внешней среды, в которых живет каждое новое поколение, в том числе, и самая восприимчивая его часть: дети, – которые более всех подвержены разного рода влияниям и изменениям, происходящим в обществе.
Современная среда, формирующая педагогическую позицию священника, характеризуется, с одной стороны, предоставлением достаточной свободой самовыражения и востребованностью обществом учительной деятельности священника, а с другой стороны, нравственным состоянием детей и юношества, которые подвергаются насильственному воздействию насаждения ложных «идеалов»: «свободы» для греха и порока, вседозволенности «всего для всех», культа безудержного потребления, разжигания потребности развлечений и наслаждений. Эти влияния действуют на душу разрушительно.
В подобной обстановке священник призван действовать и как врач, и как учитель. Врач должен всегда различать в своем пациенте два явления: больного человека и его болезнь. Задача врача (вылечить больного) заключается в отделении болезни от болящего, освобождение человека от страданий телесных. Так и священник, руководствуясь святоотеческим учением о человеке, должен отделять греховные проявления от личности самого человека, по принципу: «Грех ненавидь, а грешника – люби». Врачевательная педагогика священника может быть основана только на христианской любви к образу Божию – человеку. Пример подобной деятельной любви нам показан в Евангелии и во множестве произведений житийной литературы.
Воспитательная часть педагогической позиции священника – по-видимому, самая ожидаемая от него, самая востребованная. Здесь важно уяснить задачу христианской педагогики, которая имеет как сходство, так и отличие от педагогики светской. Так же, как и обычная школьная система образования, христианское воспитание старается помочь возрастающей личности «найти себя», самоопределиться в предстоящей взрослой жизни, выбрать такой путь, на котором человек сможет, во-первых, максимально реализовать свои таланты – способности, а во-вторых, принести пользу обществу, в котором протекает его жизнь. Для этого учащихся в школах знакомят с богатейшим наследием земной истории человечества: достижениями науки, культуры и искусства, явлениями общественной жизни. Христианское же образование помогает, сверх этого, посмотреть дальше, «заглянуть» в будущее, оценить земную жизнь и выбранное направление в ней с точки зрения вечной жизни, которая, по православному учению, во многом зависит от мировоззрения человека, и, следовательно, от его слов и поступков, совершенных им за время земной жизни. Перед личностью, таким образом, ставится определенная «сверхзадача», недостижимая, в своем идеале, в земной истории, но, работая над которой, человек может гармонично выстроить мир своей души, основываясь на главном законе христианской жизни: заповеди о любви. «Учебников» по этому направлению написано гораздо больше, чем по всем остальным предметам школьной программы. Это и жития святых, и отдельные поучительные рассказы и случаи из жизненных ситуаций, складывавшихся в зависимости от конкретного решения каждого, это советы и наставления опытнейших духоносных людей, каждое слово которых наполнено искренним желанием помочь человеку избежать серьезных нравственных ошибок, влекущих за собой печальные последствия. Ценность этой «педагогической программы» заключается в том, что она отнюдь не отменялась с каждым последующим поколением с заменой на «лучшую», более «совершенную», как это принято в науке светской, в том числе, и в педагогике, а наоборот, развивалась и обогащалась новыми примерами, подтверждала правильность своих «методик» решения жизненных задач опытом каждого нового поколения, выдержав также проверку всесторонней, зачастую пристрастной, критики и предложив разумные ответы на многие вопросы. Таким образом, у священника, выступающего в качестве педагога, в распоряжении имеется богатейший дидактический материал.
Из внешних факторов, могущих определять педагогическую позицию священника сегодня, следует отметить широкие возможности по объединению усилий педагогической общественности в искоренении пороков и предупреждению возникновения вредных и опасных привычек и зависимостей у подростков, в сохранении традиционного отношения к созданию семьи как главного института формирования жизненных ценностей у детей – будущих активных членов общества, в оздоровлении общей нравственной атмосферы в народе, в разъяснении пагубности суеверий, оккультизма, увлечения магией и псевдорелигиозными сектантскими движениями. В современных условиях, для плодотворного осуществления этой деятельности, священник может использовать средства общения и информирования, привычные для молодежи, оставляя, однако, главную действующую силу за устным словом, во время личного общения, и используя видео- и компьютерную технику только в качестве иллюстраторов преподаваемого материала.

В заключение, можно высказать предложение об установлении более тесных контактов священнослужителей с участниками образовательного процесса на местах. Действуя в рамках Соглашения о сотрудничестве между Управлением образования и благочинием церковного округа и осуществляя планы совместных мероприятий, утвержденные Координационным советом, священники могут присутствовать на родительских собраниях, участвовать в общешкольных или классных мероприятиях, проводить беседы на классных часах, участвовать в работе Совета школы, расширяя возможности для диалога в различных аудиториях.

Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь