Янгичер В.В., протоиерей, преподаватель МДА
Определяющим фактором в формировании педагогической позиции священника являются слова Спасителя: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.,28,19).
Из различных обращений к Иисусу Христу за время Его земной жизни, чаще всего (после обращения «Господи!») звучало: «Учитель!» Во всех делах Своей земной жизни Спаситель более всего проявлял Себя перед людьми в двух действиях: исцеление от болезней и научение правильной жизни. Во многих случаях эти два делания совмещались: исцелить человека от болезни и научить – «больше не греши!» Другими словами, исцеление имело целью воспитание в душе человека правильной жизненной культуры.
Священник, как и каждый христианин, призван строить свою жизнь по образу Христа, с умножением того дара, который получил от Бога. Христос учил народ не только в храме, куда собирались для богослужений и обрядов, а Сам шел к людям, туда, где Его принимали и хотели слушать. Так же поступали и ученики Спасителя, когда выполняли завет: «Идите и научите!» Они не ждали, когда придут к ним и начнут задавать вопросы, а шли к людям сами. Следовательно, по образу такого делания, должен поступать и священник.
Следующий по значимости фактор – это позиция Церкви, выраженная в святоотеческом учении о человеке. Эта наука складывалась веками и прошла испытание во многих народах, во всякие времена – спокойные и драматичные, при любом образе правления и государственного устройства, во всех жизненных ситуациях (как в личных, так и в общественных). Разработке этого учения духовные учителя посвящали всю свою жизнь – без выходных и отпусков, бескорыстно и самоотверженно, не оставляя этих трудов часто даже под угрозой смерти. Предметом их исследований являлась душа человека, его духовные устремления и их проявления, от которых зависит не только земная, но и вечная жизнь. В результате этой последовательной многовековой деятельности, не имеющей аналогов в истории светской науки, сложилась цельная система педагогических знаний и методов работы по воспитанию личности. Русская классическая педагогика, в лице своих лучших представителей, всегда основывалась – и продолжает это сегодня (хотя нередко неосознанно) – именно на святоотеческой науке о человеке – христианской антропологии.
Таким образом, мировоззренческую позицию священника как педагога определяют два основных фактора: заповедь Спасителя Иисуса Христа и учение святых отцов Церкви.
Кроме внутренних, неизменных духовных установок, существуют изменяющиеся условия внешней среды, в которых живет каждое новое поколение, в том числе, и самая восприимчивая его часть: дети, – которые более всех подвержены разного рода влияниям и изменениям, происходящим в обществе.
Современная среда, формирующая педагогическую позицию священника, характеризуется, с одной стороны, предоставлением достаточной свободой самовыражения и востребованностью обществом учительной деятельности священника, а с другой стороны, нравственным состоянием детей и юношества, которые подвергаются насильственному воздействию насаждения ложных «идеалов»: «свободы» для греха и порока, вседозволенности «всего для всех», культа безудержного потребления, разжигания потребности развлечений и наслаждений. Эти влияния действуют на душу разрушительно.
В подобной обстановке священник призван действовать и как врач, и как учитель. Врач должен всегда различать в своем пациенте два явления: больного человека и его болезнь. Задача врача (вылечить больного) заключается в отделении болезни от болящего, освобождение человека от страданий телесных. Так и священник, руководствуясь святоотеческим учением о человеке, должен отделять греховные проявления от личности самого человека, по принципу: «Грех ненавидь, а грешника – люби». Врачевательная педагогика священника может быть основана только на христианской любви к образу Божию – человеку. Пример подобной деятельной любви нам показан в Евангелии и во множестве произведений житийной литературы.
Воспитательная часть педагогической позиции священника – по-видимому, самая ожидаемая от него, самая востребованная. Здесь важно уяснить задачу христианской педагогики, которая имеет как сходство, так и отличие от педагогики светской. Так же, как и обычная школьная система образования, христианское воспитание старается помочь возрастающей личности «найти себя», самоопределиться в предстоящей взрослой жизни, выбрать такой путь, на котором человек сможет, во-первых, максимально реализовать свои таланты – способности, а во-вторых, принести пользу обществу, в котором протекает его жизнь. Для этого учащихся в школах знакомят с богатейшим наследием земной истории человечества: достижениями науки, культуры и искусства, явлениями общественной жизни. Христианское же образование помогает, сверх этого, посмотреть дальше, «заглянуть» в будущее, оценить земную жизнь и выбранное направление в ней с точки зрения вечной жизни, которая, по православному учению, во многом зависит от мировоззрения человека, и, следовательно, от его слов и поступков, совершенных им за время земной жизни. Перед личностью, таким образом, ставится определенная «сверхзадача», недостижимая, в своем идеале, в земной истории, но, работая над которой, человек может гармонично выстроить мир своей души, основываясь на главном законе христианской жизни: заповеди о любви. «Учебников» по этому направлению написано гораздо больше, чем по всем остальным предметам школьной программы. Это и жития святых, и отдельные поучительные рассказы и случаи из жизненных ситуаций, складывавшихся в зависимости от конкретного решения каждого, это советы и наставления опытнейших духоносных людей, каждое слово которых наполнено искренним желанием помочь человеку избежать серьезных нравственных ошибок, влекущих за собой печальные последствия. Ценность этой «педагогической программы» заключается в том, что она отнюдь не отменялась с каждым последующим поколением с заменой на «лучшую», более «совершенную», как это принято в науке светской, в том числе, и в педагогике, а наоборот, развивалась и обогащалась новыми примерами, подтверждала правильность своих «методик» решения жизненных задач опытом каждого нового поколения, выдержав также проверку всесторонней, зачастую пристрастной, критики и предложив разумные ответы на многие вопросы. Таким образом, у священника, выступающего в качестве педагога, в распоряжении имеется богатейший дидактический материал.
Из внешних факторов, могущих определять педагогическую позицию священника сегодня, следует отметить широкие возможности по объединению усилий педагогической общественности в искоренении пороков и предупреждению возникновения вредных и опасных привычек и зависимостей у подростков, в сохранении традиционного отношения к созданию семьи как главного института формирования жизненных ценностей у детей – будущих активных членов общества, в оздоровлении общей нравственной атмосферы в народе, в разъяснении пагубности суеверий, оккультизма, увлечения магией и псевдорелигиозными сектантскими движениями. В современных условиях, для плодотворного осуществления этой деятельности, священник может использовать средства общения и информирования, привычные для молодежи, оставляя, однако, главную действующую силу за устным словом, во время личного общения, и используя видео- и компьютерную технику только в качестве иллюстраторов преподаваемого материала.
В заключение, можно высказать предложение об установлении более тесных контактов священнослужителей с участниками образовательного процесса на местах. Действуя в рамках Соглашения о сотрудничестве между Управлением образования и благочинием церковного округа и осуществляя планы совместных мероприятий, утвержденные Координационным советом, священники могут присутствовать на родительских собраниях, участвовать в общешкольных или классных мероприятиях, проводить беседы на классных часах, участвовать в работе Совета школы, расширяя возможности для диалога в различных аудиториях.