Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Любовь и служение Отечеству в системе духовной культуры России: ценности православия и антиценности западного либерализма

Муравьев В.В. кандидат исторических наук, доцент ГУУ
Любовь и служение Отечеству в системе духовной культуры России: ценности православия и антиценности западного либерализма

Великие деятели культуры и науки, знаменитые воины России - Ломоносов, Державин, Пушкин, Достоевский, Суворов, Ушаков в своей жизни соединяли служение народу и России с ее духовными ориентирами. Они понимали, что развитие и процветание нашего Отечества возможно только на почве традиционных ценностей православия, которые порождают у человека святое чувство патриотизма. Вера, совесть, сопереживание, любовь к ближним, к родной земле, служение Отечеству являлись внутренней потребностью русского народа. «Служить» - значит посвятить себя чему-то. Философ Вл.Соловьев сравнивал службу Родине с «деятельным богослужением». Вспомним слова Суворова: «Доколе жив - служить, таков долг христианина. Я - русский, какое счастье!». Главное - чему служить: отечественным или чужим интересам. Сейчас эти идеи как никогда актуальны, поскольку наше общество стоит перед выбором своего дальнейшего пути развития. В конце ХХ в. рухнула теория пролетарского интернационализма и коммунизма, ставившего целью построение единого (по сути стандартного) бесклассового, безрелигиозного и безнационального мирового общества. Сегодня на наших глазах происходит новое идеологическое переустройство мира, осуществляемое Западом во главе с США под лозунгом глобализации - либерального универсализма, в котором нет места национальным духовным ценностям. Его цель - создание единого планетарного государства, возглавляемого «мировым правительством», что означает ликвидацию национальных суверенитетов и ассимиляцию народов, их национального самосознания, культур, языков, традиций, религий. Его носитель - глобальный класс (около 1% населения развитых стран), который господствует в мировом экономическом и финансовом пространстве, управляет культурной индустрией, модой, а также определяет главные направления развития общества в целом. Становление «нового мирового порядка» происходит под прикрытием теории «прав и свобод человека», в основе которой в действительности лежит приоритет потребительского образа жизни как высшей ценности человека (сюда можно отнести знаменитый лозунг «потребитель всегда прав»). Всеми способами пропаганды делается расчет на унификацию поведения, интересов, запросов и потребительских инстинктов населения почти всех стран мира. В сознание молодых россиян активно внедряется американизированная массовая культура, выдвигаемая в качестве образца для подражания. Этим объясняется засилье на российском телевидении американских фильмов и доморощенных подражаний этим «шедеврам» с их воспеванием культа денег и бесконечными сценами насилия, жестокости, эротики, попирающими всякую мораль и этику. Роль отечественных «независимых» СМИ, направленная на размывание традиционных ценностей, представляет угрозу национальной безопасности страны. Иначе говоря, Россия идеологически порабощается в соответствии с планами международной элиты извне и ее агентами влияния внутри. Результатом подобного воздействия становится бездуховный человек - гедонист и космополит, целью жизни которого является материальное благополучие и принцип «Бери от жизни все!», а любовь и служение Отечеству - пустым звуком. Бескорыстное служение во имя общего блага отодвинуто на задний план. Краткосрочные интересы текущей личной выгоды стали доминировать над долгосрочными интересами возрождения и развития страны. Однако общество, в котором либеральный принцип индивидуальной вседозволенности является определяющим, обречено на разрушение. Пропаганда либеральной идеологии, чуждой национальному духу русского народа, имеет политическую основу. Еще в 1950-х гг. живущий на Западе православный философ И.А.Ильин писал: «Им нужна слабая Россия… с убывающим народонаселением, безвольная… им нужна Россия расчлененная». Всем известны слова А.Даллеса: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые». В конечном итоге, как отмечал Патриарх Алексий II, «мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить». Либеральная вестернизация страны обернулась ее расчленением; расшатыванием духовно-нравственных основ общества; осквернением истории русского народа; разложением его культуры; погромом науки, образования и здравоохранения; взлетом преступности и коррупции; обнищанием подавляющего большинства населения и ростом его смертности. Одновременно Россию (как ранее СССР) обвиняют в «ущемлении демократических прав и свобод» граждан (от проворовавшихся олигархов и чеченских боевиков до геев и сектантов-сатанистов). Чем сильнее у нас духовная деградация, тем больше нас эксплуатируют и унижают. Безликая, нравственно опустошенная Россия, превращенная в сырьевой придаток - таков идеал Запада, стремящегося не допустить ее духовного и экономического возрождения в настоящий период. Что делать, когда место и роль России в мировой экономике и политике целенаправленно ограничиваются, а способы воздействия на неокрепшую молодежь в эпоху мировой информатизации становятся все более изощренными? Альтернативой экспансии глобальной западной идеологии должны быть традиционные культурные и духовные ценности России, а их носителями - не только национально-ориентированные политики, ученые, общественные и религиозные деятели, но и, прежде всего, воспитатели молодежи: учителя и преподаватели. На них ложится огромная ответственность за будущее России, поскольку именно от них многое зависит для формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к национальной духовной культуре. Хотя в дореволюционном и советском образовании имеются богатейшие традиции такого воспитания, современная система образования, находящаяся в состоянии перманентного реформирования и «модернизации», эту функцию реализует недостаточно. Это происходит благодаря инерционному копированию западных образовательных систем и программ, использованию «авторитетных» иностранных (соросовских) учебников и пособий по нашей истории и культуре, да и стыдливому замалчиванию великих достижений России (СССР) и нашего народа, которое стало навязанной привычкой. Поэтому на всех видах занятий должны ставиться воспитательные цели (чему служат «основы православной культуры»), а любой исторический материал давать с патриотических позиций. Начать надо с оздоровления бытовой культуры учащихся и студентов, с формирования у них этических норм поведения, находящихся на крайне низком уровне. Этим будет закладываться нравственный фундамент учащихся. При каждом удобном случае следует подчеркивать героические свершения наших предков, их вклад в мировую культуру и науку; прививать чувство сопричастности, как к достижениям, так и проблемам современной России; воспитывать уважение к национальным традициям, духовным и материальным памятникам исторического прошлого; ориентировать учащихся на моральное отторжение потребительского космополитизма, ксенофобии, шовинизма, национальной замкнутости; вернуть в их сознание убеждение в том, что добро, любовь к ближнему, милосердие в обществе - это самые высокие ценности жизни, которых не могут отменить никакие рыночные отношения  и т.д. Иными словами, надо воспитывать чувство национальной гордости, а не навязанной нам ущербности. В этом одна из основ сохранения собственного менталитета. Поскольку в основе наших духовных и культурных ценностей лежит православие, весьма желателен контакт преподавателей и учащихся со священнослужителями: по договоренности в учебном заведении или, что еще лучше, в ходе экскурсии в храм или монастырь. Это тем более необходимо в рамках изучения школьного предмета «основы православной культуры» и вузовского «религиоведения». Здесь, как правило, Церковь идет навстречу, а опыт показывает, что это дает впечатляющие результаты: молодые люди начинают видеть окружающее другими глазами, они проникаются ощущением своей сопричастности к исторической судьбе Родины. Православная Церковь дает нам нравственные ориентиры, способствует укреплению стабильности российского общества, сохраняет духовные и культурные традиции народа. Не вмешиваясь в политическую борьбу (куда ее пытаются втянуть), она активизирует свою деятельность в сферах гражданского и межэтнического миротворчества, милосердия и благотворительности, здравоохранения, сохранения и развития исторического и культурного наследия, нравственного воспитания военнослужащих, поддержки семьи, материнства и детства, попечительства над заключенными, противодействия деятельности псевдорелигиозных антиобщественных групп (сект). Ведущее место в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) занимает духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание общества. Это особенно важно в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», принятой в обстановке новой социально-политической атмосферы, характеризующей послеельцинскую Россию, когда произошла реабилитация самого понятия «патриотизм». Православие - это мощная духовная школа воспитания любви и служения Отечеству, любви к ближнему. Церковь дает идею религиозно оправданного патриотизма, без которого у России нет будущего. В свете такой идеи должна выстраиваться вся социальная и культурная политика страны. Это означает, что каждый человек призван заботиться о благосостоянии своего народа и государства, обязан бережно относится к национальной истории и культуре, к защите Отечества, что является его нравственным долгом. Жизнь русских святых-патриотов (Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского, патриарха Гермогена, Федора Ушакова и др.) - наглядное тому подтверждение. Духовные идеи православия сформировали особые национальные черты русского народа: его выносливость, терпимость, коллективизм (соборность), стойкость в перенесении ударов судьбы, сердечную отзывчивость на горе соседних народов, готовность прийти к ним на помощь, редкое бескорыстие и самопожертвование – то есть все то, что не вписывается в западный рационализм. Примечательно, что по либеральной оценке понятия «русский народ» уже не существует, т.к. он давно исчез, перемешался (50% детей рождаются от смешанных браков и т.д.), есть только россияне, да и те - скопище лентяев, пьяниц, рабов и бандитов, место которых на задворках цивилизации. Эта насаждаемая идея понятна, поскольку русский народ является главным носителем идей духовной культуры и служения Отечеству. То, что 80% населения страны считают себя русскими, и почти столько же православными, в расчет не берется: главное - выбить из них чувство национального самосознания. Конечно, сейчас многое изменилось. Русь стала не та, которую хотел бы ее увидеть русский человек. Современное российское общество не отличается ни социальным, ни идеологическим единством. Отсюда - негативная реакция на любые проявления патриотизма со стороны либеральных политиков, еще недавно стоявших у власти и относящих всех сторонников национального возрождения России в разряд «красно-коричневых» и т.д. Им надо было делить национальные богатства страны, «перевоспитывать» население по западному образцу, а не думать о приумножении величия Родины и благосостоянии россиян. Во многом благодаря этому прежняя программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. не оказала заметного воздействия на их сознание. Как ни парадоксально, но многие идеи православия были интуитивно заимствованы коммунистами («моральный кодекс», мессианская идея всемирного братства и равенства), что позволило им достичь значительных успехов в державном строительстве: с интересами СССР считался весь мир. Одними репрессиями было невозможно создать мощную индустриальную базу, одержать победу в войне против всей Европы, первым подняться в космос. Как объяснить патриотизм и самоотверженность советского народа? Значит, была какая-то объединяющая и понятная народу идея. А что может предложить нынешняя власть, кроме удвоения ВВП? Идея значимая (в 1993 г. доля России составляла 17,8 % мирового экономического оборота, в 2002 г. только 3,6%), но народу неинтересная, она не затрагивает глубин его духа.Поэтому наша задача в обретении смысла и цели национальной жизни. Возрождающийся интерес к духовно-культурному наследию России говорит о том, что наше общество начинает понимать приоритет традиционных православных ценностей, на которых строилась тысячелетняя история государства. Опыт истории свидетельствует, что сила России в единстве национального духа. Возрождение духовно-культурного единства страны сегодня стало вопросом государственной безопасности. Никогда не будет толку, если мы и дальше будем ставить индивидуальное и материальное выше общественного и духовного, к чему призывают либералы. Поэтому, если Россия объединится на основе своих духовных традиций, а не на основе западной идеологии эгоизма и меркантилизма, ее не сломят никакие испытания.

Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь