О.В.Розиной награждено "ЗА ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ" Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Российской Академией наук и правительством Москвы на научном конкурсе памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в номинации "Учебники и учебные пособия".
2 октября 2009 года в Петровском Путевом дворце состоялась торжественная церемония по вручению наград лауреатов и номинантов Макариевского конкурса. Пособие О.В. Розиной «Духовые основы русской культуры» получило высокую награду, и за значительные научные достижения было отмечено Почетной благодарностью и Памятной медалью митрополита Московского и Коломенского Макария. Ниже публикуем выдержки из интервью, взятого нашим корреспондентом у номинанта конкурса (полный текст интервью будет опубликован позднее):
Корр. Ольга Владимировна, поздравляем Вас с полученной наградой! Как Вы расцениваете итоги конкурса лично для Вас?
Ответ. Большое спасибо за поздравление! Возможность участия в столь высоком научном конкурсе само по себе является наградой. Полученная премия расценивается мною как результат работы многих людей: ученых-специалистов, рецензентов, учителей-практиков, студентов, священнослужителей – всех, кто так или иначе знакомился с содержанием и основными выводами пособия на лекциях и практических занятиях, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, «круглых столах» и семинарах – везде, где в течение ряда лет проходила апробация данного труда, изданного по решению научных коллективов двух высших педагогических учебных заведений и одобренного Синодальным ОРОК. Пользуясь случаем поздравляю с высокой наградой всех, кто способствовал выходу в свет этой работы, кто помогал и продолжает помогать нам в деле духовно-нравственного воспитания и образования студентов и педагогов!
Корр. Не секрет, что выход в свет этой работы вызвал определенную полемику, отразившуюся в том числе на ряде Интернет-сайтов. Как Вы относитесь к этой ситуации?
Ответ. С пониманием – как позиции авторов отдельных критических замечаний, так и общей ситуации, связанной с необходимостью духовно-нравственного оздоровления общества в целом.
Серьезная научная проблема не может не быть дискуссионной. По слову апостола Павла: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Любые профессиональные, лишенные эмоциональной личностной оценки и основанные на серьезном знании предмета научные замечания только способствуют улучшению качества работы. Однако прямо скажем, автор и не ожидал, что его скромный труд вызовет столь бурные мировоззренческие дискуссии, затронувшие самые разные научные и педагогические коллективы в различных регионах страны, и выйдя за рамки светской науки, дойдет до кругов церковных, которые станут самым активным элементом этих дискуссий.
Факт сам по себе свидетельствующий о многом. Прежде всего о том, что равнодушных в деле духовно-нравственного просвещения и воспитания становится все меньше и меньше. Действительно, бездуховность общества, точнее сказать псевдодуховность, не может удовлетворить внутреннюю потребность человеческой личности к развитию и возрастанию. Процесс внутренней духовной эволюции идет постоянно и может быть прерван только концом земного существования. Вот только вектор его может быть различным: вверх или вниз, иногда, правда, зигзагообразно с падениями и взлетами. Одна из характерных черт современной эпохи как раз и состоит в том, что в обществе нарастает потребность в истинной, честной и светлой духовности, основанной на добре и любви, сострадании и милосердии, то есть тех ценностях, которые пришли в мир с принятием христианства. Современный человек устал жить в обществе потребления, так как всегда интуитивно чувствовал и понимал разумом, что такое общество обесценивает его жизнь, делая ее бессмысленной и безрадостной.
Научный мир ввел новое понятие – поиск национальной идентичности. Почти что поиск национальной идеи. Стали говорить о возврате к традициям и исконным корням, но при этом с особой тщательностью оберегать свою свободу и, прежде всего, мировоззренческого выбора. И это правильно, потому что навязанное силой не имеет внутренней прочной мотивации, не выстрадано и при первом же случае отторгается, как чужеродное. Педагогический такт любого воспитателя (будь то педагог или священник) состоит, прежде всего, в сохранении свободы выбора воспитуемого, а не в том, чтобы свое (конечно, «единственно правильное») мнение навязать насильно. Если отбросить эмоциональную составляющую отдельных критических замечаний, то в этом, собственно, суть того мировоззренческого дискуса, который развернулся вокруг пособия для учителей «Духовные основы русской культуры».