Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературного образования
Один из героев романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» говорит: «…можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего Он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование». А великий Ф.М. Достоевский заметил: «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества».
Священное писание поражает изумительной мудростью, образной яркостью евангельских проповедей, проникнутых единым духовным смыслом. В христианстве Бог есть надмирный. Творец и Властелин мира. Личность же есть образ Божий в человеке. Иными словами, в человеке есть что-то божественное, это «что-то» - способность быть личностью, обладающей свободой и творческими способностями. Таким образом, христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы.
Православие, ортодоксальное христианство, существует более двух тысячелетий. Для русского человека оно является естественной духовной средой, в которой наиболее полно и эффективно раскрывается его дух, менталитет и характер, является земля его предков, ее история, язык, традиции и, конечно, вера.
Очень тесно судьба православия переплетается с судьбой русской культуры, системой воспитания и образования, что отчетливо проступает уже в самих понятиях «воспитание» и «образование».
Система образования, система накопления человеком общественно-полезных знаний и навыков, тесно связана с религиозным духовным опытом нашего народа, она позволяет передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной культуры.
Уже само определение этой системы говорит о том, что ее цель - создание внутри человека некоего образа. В те времена, когда в русском языке сложилось это понятие и слово, имелся в виду не какой-нибудь неопределенный образ, а вполне конкретный образ Спасителя, а под образованием имелся в виду процесс усвоения евангельского нравственного образа и Заповедей Блаженства. Таким образом, истоки национальной системы образования также в православии, тесно связанном с нашими национальными особенностями.
Невозможно видеть в религии только результат страха и обмана, только средство угнетения, нельзя вычеркнуть религию из истории культуры. Религию нельзя ни игнорировать, ни запрещать, ни насильственно насаждать.
Добрая половина картин в Третьяковской галерее написана на библейские сюжеты и непонятна тем, кто их не знает. Перед древними иконами, в том числе перед «Троицей» Рублева, мы стоим вообще зачарованные. Отец Павел Флоренский писал: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».
Религия является одной из мощнейших составляющих культуры. Слово «религия» этимологически восходит к «возвращение», «восстановление», «связь». Л.Н. Толстой в статье «Религия и нравственность» дает определение: «Религия есть известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру его».
В истории человечества нет ни одной проблемы, к которой бы общественная мысль обращалась так часто и которая обсуждалась бы столь активно, как нравственность, представляющая собой сферу побудительных мотивов личности, отражающих общественный идеал добра. По мнению К.Д. Ушинского, «трудом душевным…должно наполнить душу и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».
Здесь главенствующая роль в школьном образовании, очевидно, должна принадлежать предмету литература.
На протяжении XX в., когда существовал запрет на Библию, Священное Писание советским людям заменяли произведения художественной литературы, духовной основой которой является Евангелие.
Это чутко воспринял и точно подметил Н.А. Бердяев: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX в. ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни…Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры».
Несомненно, что русская классическая литература наднациональна, и в то же время она является православной, поэтому не случайно она занимает ведущее место среди литератур мира, хотя становление ее происходило в более позднее время, нежели развитие, например, французской и английской литературы.
В русской классической литературе отражен духовно-нравственный опыт предыдущих поколений. Она является тем духовно-нравственным пространством, в которое погружается ребенок, сопереживая вместе с литературным героем то или иное событие, понимая, что подобное переживают все. Чтение художественной литературы – это своеобразный духовно-нравственный тренинг. Нельзя не вспомнить слова К.Д. Ушинского о том, что в литературном произведении может быть «гораздо больше религии, чем в целой странице катехизиса, вызубренной наизусть, но не оставившей никакого следа в сердце».
Одна из сквозных тем русской литературы – поиски смысла жизни.
Наиболее яркий классический пример - жизнь Евгения Онегина, героя одноименного роман А.С. Пушкина (глава 8, строфы X – XI). Одно из лирических отступлений: «Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел, / Кто постепенно жизни холод / С летами вытерпеть умел: / Кто странным снам не предавался, / Кто черни светской не чуждался, / Кто в двадцать лет был франт иль хват, / А в тридцать выгодно женат; / Кто в пятьдесят освободился / От частных и других долгов, / Кто славы, денег и чинов / Спокойно в очередь добился, / О ком твердили целый век: / N.N. прекрасный человек».
2013 лет назад Сын Божий пришел в этот мир, чтобы пострадать за людей и дать им нравственные ориентиры, ограничители, рамки, действительные на все времена. Но всегда находились люди, придумывающие свои жизненные правила, свои «заповеди блаженства». Пушкинский герой и живет по закону, установленному в свете. Нравственные ценности этой части общества не соответствуют данным Иисусом Христом Заповедям Блаженства.
В Евангелии от Матфея (5; 3) читаем: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
Становится совершенно очевидно, что, тот, кто, как и Онегин, выбрав теорию, придуманную человеком, сотворив себе кумира, осознал в зрелом возрасте свою ошибку, понял, что молодость прошла напрасно.
Есть у Пушкина еще один удивительный по силе воздействия на читателя пример в повести «Капитанская дочка» - жизненная теория Пугачева.
Этот образ отчасти романтизируется Пушкиным. Пугачев, по-своему, благороден, щедр, умеет возвыситься над обстоятельствами. Пролив реки крови, он и сам сложил голову на плахе. Это бунтарь, предводитель бунтарей. А каково отношение Пушкина к бунту? Что явилось причиной бунта, зародившегося в душах Пугачева и его сподвижников? - Желание жить по своим законам, отвержение законов неба.
Нравственная житейская философия Пугачева, человека, позволившего разразиться «русскому бунту, бессмысленному и беспощадному» сформулирована в сказке об орле и вороне, рассказанной им Петру Гриневу. Когда Петруша объяснил ему истинный смысл этой сказки, Пугачев страшно удивился. Он и не догадывался, что пошел против воли Бога, строя свою жизнь по философии орла. Петруша Гринев совсем мальчик, но уже в первом испытании, застигнутый бурей в степи не забывает положиться на волю Бога, приказывает ямщику трогаться и оказывается в буране. Но Господь-то все предвидел. Встреча с Пугачевым в степи спасет потом Петрушу от неминуемой лютой смерти. А в случае смерти Петра погибла бы и Маша: ее некому было бы защитить и от Швабрина, и от Пугачева. Это не единичный случай в жизни Гринева, он смело вверяет свою судьбу Всевышнему. Плоды такого поведения налицо. Гринев освобожден из-под стражи по именному повелению императрицы. Потомство его и Маши благоденствует в Симбирской губернии. Это пушкинское видение итога земной жизни благочестивого человека.
Но не всегда Пушкин имел такое сильное убеждение в том, что существует Высший закон, Высший суд. Еще в 28 лет он написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» Богу было угодно, чтобы на него откликнулся другой поэт, имеющий духовный сан – митрополит Московский Филарет. Состоялся поэтический диалог на очень серьезную духовно-нравственную тему.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена? Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена .
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу кто наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
А.С. Пушкин
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Митрополит Филарет
А итогом стал ответ Пушкина, нового, просветленного:
И ныне с высоты духовной
Мне руки простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палим
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Позже Пушкин напишет «Пророка», «Капитанскую дочку», последнюю главу «Онегина».
Светское духовное образование и воспитание дает учащимся возможность независимо от расы, пола, вероисповедания, материального состояния осознать «недоступную разрушению природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга. В ней никто не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и неразрывной силой веры». (св. Максим Исповедник)
Даже когда мы, например, говорим о патриотизме, мы говорим о патриотизме христианском: о патриотическом отношении к нации, как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Национальные чувства не могут стать причиной греховных явлений, таких, как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. Истинный патриотизм не базируется на ненависти к другим народам, он не носит агрессивного характера. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации.
В настоящее время многие подростки проявляют агрессию к людям с темным цветом кожи. По их мнению, в России должны жить только русские. На вопрос: «А если бы был жив Пушкин. Вышел бы он на улицу. Он же был темнокожим. В его жилах текла и африканская кровь. Что тогда?» - Отвечают: «А мы бы его не тронули!»
Русская классическая литература наднациональна, вневременна и духовна. Она отражает все сложности вечной жизни. И нынешняя неожиданно возникшая проблема межнациональных взаимоотношений уже отражена в литературе XIX – XX вв. И А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Л.Н. Толстой, и В.С. Гроссман, и А.И. Приставкин, и другие уже поднимали эту тему.
Искусство слова, будь то русский фольклор или русская литература, основывается на русской философии и психологии. Россия всегда была страной многонациональной, конечно, прежде всего, в основе русской культуры лежит православие, но на территории России ныне проживает большой процент мусульман, иудеев. Русские люди никогда не гнушались породниться с иноверцами, естественно происходило взаимопроникновение национальных культур. Княжеские российские династии изобилуют татарскими фамилиями: Юсуповы, Бахметьевы, Мусины, Мансуровы и т.д. Но кто обращает на это внимание?
Первая детская Рождественская елка перебралась в Россию в 30-е годы XIX столетия из Германии. Эту традицию ввела немецкая принцесса, ставшая впоследствии русской императрицей Александрой Федоровной, женой Николая I. Нынешние дети страшно удивляются, узнав, что у Пушкина, Жуковского, Гоголя в детстве не было елки, не было подарков, не было веселого праздника.
В годы Великой Отечественной войны бок о бок сражались представители более ста национальностей, проживающих на территории СССР.
В русском языке прижилось, вошло в активный обиход много заимствованных слов.
Школа - это посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, должно не только передавать информацию. Воспитание подлинно нравственного чувства, любви к ближнему, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний. Перед общеобразовательной школой стоит сложная и ответственная задача выполнения этой воспитательной миссии по отношению ко всем, а не только к 2% учащихся специализированных элитных школ, ибо от духовного и нравственного облика каждого человека зависит будущее русской нации и всего народа российского.
Эта задача, прежде всего, ложится на плечи учителя-словесника, ибо литература предоставляет читателю возможность учиться на ошибках литературных героев, именно в факте построения своей жизни в соответствии с нравственными заповедями, данными Христом, и ставшими общечеловеческими.
Тревожит мысль, высказанная И.А. Буниным в начале прошлого века: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том, и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, шалость, как говорили в старину. Народ сам о себе: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона, - в зависимости от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».
Невозможно допустить, чтобы наши дети строили свою жизнь по законам зла, насилия и несправедливости. Детей надо учить делам любви, следует приучать их думать и заботиться о других. Завтрашний день не только России, но и всего мира немыслим без возвращения людей к идеалам духовного трезвения и самоограничения. Общество потребления, к которому многие стремятся, - очередной миф, как и многие другие социальные мифы.
В 2007 году исполнилось 170 лет со дня гибели Пушкина. Будто предвидя трудности нашего времени, А.С.Пушкин за год до смерти сделал стихотворное переложение молитвы Ефрема Сирина и ответил на наши вопросы: «Чему учить? Как учить? Кто будет учить?»
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
В последнее время появляются православные гимназии, школы или отдельные классы, но они являются церковными, т.е. строго конфессиональными. Возникает необходимость создания условий духовно-нравственного воспитания в светской общеобразовательной школе, чтобы каждый ребенок правильно развивался, чтобы в каждом не угасала духовная жизнь, чтобы каждый освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы был патриотом, готовым живот свой положить за Отечество.