Представления студентов о смысле жизни в контексте православной культуры
Для человека как существа, наделенного самосознанием, вероятно, извечно стоял вопрос о смысле жизни, задаваемый постоянно себе в форме вопроса «зачем». Уже в детстве у человека возникает некая догадка о том, что он в этом Мире не случайно, что ему дано некое предназначение. Становясь подростком, он еще острее переживает отсутствие зачастую явного ответа на этот вопрос. В настоящее время вопрос «в чем смысл жизни?» является как никогда актуальным для молодежи. Причин тому несколько: утрата обществом прежних ценностей, поиск новых, динамизм всех общественных процессов, слабая предсказуемость будущего. В этой ситуации молодому человеку значительно сложнее, чем его сверстнику 50-100 лет назад, ответить себе на вопросы «что?», «как?» и «зачем?» он хочет, может и должен совершить на своем жизненном пути ответы на эти вопросы являются необходимыми условиями построения жизненной программы, которая будет вдохновлять, максимально включать весь личностный потенциал, создаст условия для наиболее полной самореализации. В противном случае возникает угроза эмоционального выгорания, нервных срывов, депрессии, т.е. всем негативным приметам нашего времени.
Научные исследования смысла жизни восходят к Аристотелю, заявившему, что «природа ничего не делает напрасно», что каждая вещь стремиться к самоосуществлению, реализации своей цели. Поиск ответа на вопрос о происхождении этих целей, их предельном содержании позднее философов привел к идее «предустановленной гармонии» (Лейбниц); телеологическому доказательству бытия Божья, к принципу «конечных причин» (Шопенгауэр, Лотце, Э.Гартман, Бергсон); «фатализму» божественного устройства мира, где все подчинено конечному замыслу Творца. Многие выдающиеся русские философы-мыслители также не видели осмысленности жизни вне ее обращенности к Богу: лишь всеединое добро (Бог) придает жизни смысл (В.С. Соловьев); смысл человеческой жизни придает причастность к Абсолютному сознанию (Е.Н. Трубецкой); смысл жизни заключен в служении Абсолютному началу в свете Богосознания и Богообщения (С.Л. Франк).
В отечественной психологии к проблеме смысла жизни обращались Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др. Содержание этого понятия раскрывается, прежде всего, как индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события, отражение его пристрастного отношения к миру. Это отношение переживается человеком в форме интереса, эмоций.
Таким образом, смысл есть определенная качественная характеристика некой динамической системы (психики человека). Система смыслов постоянно изменяется и развивается, определяя в итоге смысл жизни в целом. Какова содержательная характеристика этого качества, в чем она раскрывается? С.Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» (1957) предположил, что смысл жизни раскрывается в соотношении своей жизни с жизнью других людей. Высказанная точка зрения соответствовала духу времени, установкам на «воспитующую роль коллектива» в формировании личности, когда каждый член коллектива строил общее светлое будущее.
Однако сегодня, как и в начале прошлого века, когда общество переживало переломный момент в своем развитии, вновь обнажается вопрос о предельном смысле бытия. По этому поводу русский религиозный философ Е.Н. Трубецкой писал в 1918 г.: «Спрашивать о смысле – значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т.е. о таком мысленном значении, которое не зависит от чего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли» (1).
Если сравнивать философский и психологический подходы к исследованию смысла жизни, то можно сказать, что первый задает, прежде всего, «вертикаль», а второй – «горизонталь». Философы предполагают, что ответ на вопрос «Ради чего?» человек может найти через соотнесение своей деятельности с некой абсолютной истиной (с Богом); с психологической же точки зрения смысл собственной жизни раскрывается, прежде всего, через соотношение ее с жизнью других людей, с общественными ценностями.
В рамках проводимого нами исследования отношения россиян к православной культуре одной из задач являлся анализ представления студентов о смысле жизни. В настоящее время в СМИ часто сообщается, что количество прихожан в православных храмах растет; в дошкольных учреждениях, школах и вузах делаются попытки включить в образовательные программы знакомство с православной культурой. Однако пока остается открытым вопрос, каким образом ценности православной культуры включены сегодня в картину мира россиян, каково их место в ценностно-смысловой сфере личности.
Исследование проводилось методом анкетного опроса. Все вопросы условно подразделялись на три блока:
1. Личное отношение к религии и православной культуре;
2. Осведомленность в области православной культуры: а) знание православных праздников, традиций; б) знание библейской истории; в) знание русской православной истории);
3. Представленность ценностей православной культуры в личностно-смысловой сфере россиян.
Выборка составила 114 человек, студентов КГПУ имени К.Э.Циолковского (студенты факультета психологии второго курса – 52 человека; студенты физико-математического факультета – 62 человека).
Кратко остановимся на результатах. Большинство респондентов (74,42%) считают себя православными. На вопрос о том, как они объясняют тот факт, что количество россиян, посещающих православные храмы, растет, более половины (53%) отвечают, что «у россиян пробудилась потребность к духовности», «Россия возродится с Православием»; 20% опрошенных считают, что «люди не уверены в своем будущем, и поэтому надеются на Бога как на какое-то чудо».
Исследование уровня осведомленности в области православной культуры показало, что лучше всего студенты знают православные праздники и традиции (87% правильных ответов). Хуже знают русскую православную истории. Всего 49% правильных ответов получено на вопросы типа: «Кто благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву?», «Один из орденов Царской России и Русской Православной Церкви – орден Андрея Первозванного. В честь кого он был учрежден?». И только 37,67% правильных ответов приходится на вопросы, адресованные к знанию библейской истории. Например: «За сколько дней Господь сотворил мир?», «Откуда пошло хамство?», «Как соотносится между собою Ветхий и Новый Завет?».
Ответы на вопросы ценностно-смыслового блока получены следующие. На вопрос «В жизни каждого человека случаются как хорошие события, так и плохие (тяжелая болезнь, потеря близкого человека, потеря работы и т.д.). Когда что-то плохое случается с Вами, какие мысли Вас посещают чаще всего?» 33,78% ответили, что «жизнь полосатая, и это неизбежно, нужно просто переждать», «все образуется». Лишь единичные выборы приходятся на варианты «всякое испытание – благо», «это за грехи мои».
В дополнительном опросе, проведенном через неделю после основного, респондентов просили ответить на вопрос «Согласны ли Вы с высказыванием «всякое испытание благо»? – ответ аргументируйте». Согласны с этим высказыванием 70% респондентов. В аргументации на первом месте 54% - испытание приносит опыт, возможность более успешно действовать в подобных ситуациях в будущем; 30% - испытание закаляет характер; 18% - испытание – это проверка своих возможностей; 5% - испытание дает возможность пересмотреть свои взгляды и ценности.
Респондентам также задавался вопрос: «Как вы для себя определяете смысл жизни? (укажите не более 2-х ответов)». В качестве вариантов предлагались: «все сделать для будущего поколения», «взять от жизни все», «войти в жизнь вечную», «смысла в жизни нет», свой вариант ответа. Среди полученных ответов лидирующим по количеству оказался вариант «взять от жизни все» (психологический факультет – 42 %, физико-математический – 61 %); на втором месте – вариант «все сделать для будущего поколения» (психологический факультет – 24 %, физико-математический – 30 %). На вариант «войти в жизнь вечную» приходятся единичные выборы.
Дополнительно в анкете предлагалось ответить на вопрос «Как Вы понимаете выражение «взять от жизни все»?». Полученные ответы обрабатывались методом контент-анализа. В качестве категорий анализа были выделены: А – как жить, Б – ради чего жить. Категория А подразделялась на подкатегории: а) использовать все возможности, каждый шанс; б) с удовольствием, интересно, красиво; в) не совершать плохого, чтобы не жалеть потом; г) готовность переносить трудности. Категория Б подразделялась на подкатегории: а) общие цели (неконкретизированный образ будущего); б) семья, любовь, друзья; в) профессия; г) статус, слава, признание; д) самосовершенствование.
Распределение результатов контент-анализа в подгуппах респондентов.
Категории Ф-т психол., % Физико-матем. ф-т,%
А. Как жить 85 67
Б. Ради чего жить 39 73
Исследование показывает, что студенты младших курсов озабочены, прежде всего, тем, как жить; причем среди подкатегорий 50% приходится на «жить с удовольствием», на втором месте – «использовать все возможности, каждый шанс»; единичные ответы приходятся на подкатегорию «не совершать плохого»; «готовность переносить трудности» не отмечена ни одним из опрошенных. Подкатегории «ради чего жить» представлены единичными ответами (1-3 ответа).
Для старшекурсников ответ на вопрос «Ради чего жить» становится более актуальным, чем как жить. Причем среди подкатегорий уже меньше приходится на удовольствия, чаще присутствуют варианты «не совершать плохого» (18%), появляются ответы «готовность переносить трудности» (6%). К последним относятся варианты: «принимать то, что дает жизнь, независимо, плохое это или хорошее», «Н.В. Гоголь, А. Ахматова были несчастны при жизни, но если бы их можно было спросить, как они оценивают свою жизнь, они бы сказали, что взяли из жизни все и добавили в эту жизнь что-то еще». Среди подкатегорий Б увеличивается значимость семьи, статуса, профессии, самосовершенствования. Примеры суждений, отнесенных к подкатегории «самосовершенствование»:
- это такое состояние души, которого надо достичь, чтобы душа вернулась к тому, кто ее создал, а тот, кто ее создал и есть все, т.е. жизнь;
- получить необходимую базу знаний, базу нравственных потенциалов, осознать свое место в мире. Взять то, что необходимо для того, чтобы стать человеком – в полном, широком смысле слова;
- достичь духовного благополучия.
Примечательно, что идея служения обществу присутствует только у одного из опрошенных.
В целом полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов сегодня считают себя носителями православной культуры, однако, ориентируются пока лишь на внешнее воспроизводство традиций и ритуалов.
2. Для студентов сегодня вопрос о смысле жизни больше конкретизируется в вопрос «как жить?», чем «ради чего жить?».
3. Вопрос «ради чего» становится более актуальным на старших курсах. При этом смысл жизни связывается, прежде всего, с благополучием семьи и признанием в обществе. Идея «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» практически отсутствует в ценностно-смысловой сфере поколения молодых. Вопрос о предельном смысле бытия волнует лишь незначительное меньшинство молодежи. В целом же можно говорить о том, что ценностно-смысловая сфера молодых больше имеет ориентацию на «горизонталь», нежели на «вертикаль».
4. Ценности собственно православной культуры еще не присвоены личностью, остаются неизвестными и непонятными для большинства студентов.
Литература
1.Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1997, с.9