Духовно-нравственное воспитание как базовый компонент духовной культуры личности
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние времена.
Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию чистой и нравственно здоровой культуры. В древнерусской литературе нет ни одной книги вредной, бесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить семейные, общественное и государственные отношения. Литература и искусство Древней Руси представляли собой на протяжении многих столетий необыкновенную духовную цельность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.
Происходит, однако, смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, методов и подходов в воспитании. Но есть вечные истины, которые не надо искать и которые живут всегда, при любых политических режимах. Ныне каждый глубоко понимает, что одно государство не справится со стоящими перед ним задачами в сфере воспитания и образования, если не подключить к их решению все общество, в т.ч., конечно, и Церковь. Сейчас мы участвуем в процессе воссоздания воспитания в российском образовании не на основе идеологизированных догм (как это было некоторое время назад), а на основе вечных истин.
Традиционные семья и школа в первую очередь занимались нравственным и патриотическим воспитание граждан. В России семья в силу разных причин (исторических, культурных, социальных, экономических) играет особую роль. Теперь мы поняли, что упустили и разрушили много хорошего, что было в прежние времена. Например, работа с детьми по месту жительства. Мы видим, чем занимаются дети в подъездах, во дворах, в подвалах, «не охваченные» заботой и внимаем взрослых. Главным звеном в воспитательной работе, конечно, является система образования и, прежде всего, школа. Очень важно сейчас так выстроить воспитательную работу, чтобы она дошла до каждого ребенка.
К сожалению, наряду с беспризорными детьми, живущими на вокзалах, в подвалах и на чердаках, детьми, которых, прежде всего, надо куда-то привести, обогреть, одеть, накормить и устроить, есть еще и безнадзорные дети. У них вроде бы есть и папа , и мама. Они приходят домой ночевать, но некоторые из них по нескольку дней не ходят в школу. То дети, оставшиеся без надзора своих родителей. Значительная доля ответственности в такой ситуации в деле профилактики безнадзорности ложится на учителей, чтобы не было у ребенка желания бросить школу и свой класс.
Часто дети из трудных семей после 9 класса уходят в ПТУ. Им трудно учиться дальше, и с дисциплиной не всегда все в порядке. Такие дети особенно нуждаются в любви, заботе и понимании. Им, порой, не хватает простого человеческого тепла и внимания, квалифицированной помощи педагога-специалиста, профессионала. Им предстоит стать не только человеком, который должен знать, как работать гаечным ключом, но просто хорошим, ответственным гражданином совей страны, любящим мужем, заботливым отцом или матерью, нравственно развитой личностью.
К сожалению, есть еще проблема духовно-нравственного воспитания самих воспитателей и педагогов. Мы, учителя, тоже нуждаемся в постоянном самовоспитании и в духовном развитии. Учитель должен быть не только знаком по книгам с основами духовной православной этики, но и жить оп законам нравственного благочестия, знать законы духовной жизни, которые также существуют и «работают», как, например, и законы физические. Например, посеяли морковь – картошка не вырастит; «посеяли» гнев, раздражение – разве получишь любовь и взаимопонимание? Воспитай душу ребенка, взрасти ее в любви, милосердии, сострадании к ближнему, в почитании родителей, старших, тогда и плоды пожнешь достойные, а любящее сердце не помыслит зла. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II : «Мы должны понять, что именно состояние души призывает на народ благословение или проклятие, процветание или нестроение, мир или брань, радость или скорбь».
Большую помощь учителю в воспитании могут оказать такие учебные пособия как, например, книга современного педагога схиархимандрита Иоанна (Маслова, 1923-1991), автора фундаментальный богословских сочинений «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие», «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Архив Глинской пустыни», «Глинский Патерик» и многие другие. Но в первую очередь – это «Симфония по творениям Тихона Задонского» и «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-нравственная деятельность в ХVI-ХХ вв.». Эти две книги рекомендованы Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для образовательных учреждении различного типа. Так, «Симфония…» помогает учителю в раскрытии таких понятий, как «гордость» (с.220), «высокоумие» (с.212), «совесть» (с.956), «Правда Божия» (с.88), «заблуждение» (с.377), «любовь к Богу» (с.457), «раскольники» (с.792), «жестокость» (с.343), «убийство» (с.1051) и многих других.
Вот уже на протяжении более 15 лет в Московской православной духовной академии (Троице-Сергиева Лавра) проводится Международный Образовательный форум «Глинские чтения», посвященный изучению отечественных традиций педагогики. В нем принимает участие более 1000 чел. Секции и «круглые столы» форума охватывают вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов, дошкольные учреждения, высшую школу, семейное воспитание, военно-патриотическое воспитание, работу библиотек, прессы и др.
Наша страна владеет сокровищами более ценными, чем нефть, золото и алмазы. Это – духовно-нравственные ценности православной культуры. Надо только суметь употребить эти сокровища во благо. Надо дать юному, зрелому и пожилому человеку возможность восхождения к Богу. И литературное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) – это путь к истинно духовной жизни. Его книги помогают преподавателю любого предмета, а «Симфония…» - компас, который безошибочно указывает, куда и как идти. Эта книга – кладезь мудрости, источник живой воды, советчик, наставник, учитель. Ее создал великий человек. Такие люди, уходя в вечность, не оставляют нас, а помогают нам преодолевать свои слабости, стать истинными православными христианами. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» - малая часть огромного подвига, который совершил о.Иоанн во имя Бога и ближнего, заботясь о каждой душе, не только о своих современниках, но и о поколениях грядущих.
Учительство – один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия. Но чтобы заложить в души учеников высшие нравственные принципы, учителю, как мы все понимаем, нужны не только теоретические знания, но и постоянное самосовершенствование. Сама его жизнь должна быть построена на тех принципах, которые он преподает детям. И если учитель красноречив, но преподаваемые им правила не подкреплены жизнью, ученики это быстро замечают. Дети быстрее угадывают подлинный образ мыслей и чувств своих учителей и родителей, чем изучают преподаваемые им правила. Кто может быть несчастнее учителя, ученики которого тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь?
Сейчас российское общество переживает сложный период развития – возрождение духовно-нравственных ценностей. Этот процесс отражается в жизни каждого человека, его семьи, в системе образования. Поэтому очень важна роль каждого учителя, который должен осознавать, что на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция и доктрина, потому что он строит жизнь человека. К каждому человек должен быть свой подход, а к детям – тем более. Дети как цветы, которые охотно распускаются в тихую и солнечную погоду, но быстро вянут от прикосновения грубых рук. По сути педагог – это не просто профессия, это – служение высшему идеалу. Его задача не столько «наполнять ученика знаниями» и сделать его конкурентноспособным на рынке труда, но реализовать высокую задачу: зажечь факел детской душ и светом истины и высших духовных стремлений. Как сказал один педагог, «кто не будит в своем ребенке духовных потребностей, тот предает его».
Преподавание православной культуры дает ученикам надежный духовный компас, необходимый каждому путешествующему по бурным водам жизни. Будем помнить всегда, что православие является стержнем русской истории, культуры и веры, государствообразущей и культурообразующей религией, ядром российской цивилизации. Православие делает человека нравственно цельной и социально активной личностью, хорошим семьянином и патриотом своего Отечества. А разве не это нужно современной России? Известно, что от внутреннего состояния человека зависит практически вся наша жизнь. А определяют его духовность, образование и культура. Поэтому школе, деятелям культуры, Церкви, всем четным людям надо совместно трудиться на ниве созидания души человеческой. Как писал выдающийся русский ученый, врач и педагог Н.И.Пирогов: необходимо «посеять в душе ребенка доброе семя евангельского учения, научить его мыслить, внушить стремление к подлинной духовной жизни, подготовить его к борьбе со своим падшим человеком – это главная задача воспитания».
Как педагог-практик, могу констатировать, что в целом ситуация в области духовно-нравственного воспитания за последние несколько лет начала изменяться. Об этом свидетельствуют и дети, и родители. Дети чаще задают вопросы, касающиеся нравственных норм и этики, выбирают темы сочинений по духовно-нравственной и патриотической проблематике, их интересует литература и фильмы более глубокого смысла, связанные с философией, они сознательно отвергают навязываемые им нравственные нормы западной морали и либеральные ценности в пользу ценностей вечных.
Грядущая России спит в колясочках, играет в песочницах и сидит за партами. От нас, взрослых, зависит, какой она будет и будет ли. Еще одно потерянное поколение – это катастрофа. Однако, как известно, камня камень точит, и самые маленькие ручейки разрушают огромные скалы. Хочется верить, что все преграды и непонимания будут разрушены христианской любовью, одухотворенным творчеством и высшими стремлениями. Наши дети должны быть лучше нас.