Святоотеческое наследие в воспитании детей и юношества
23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества. Святость как жизненный идеал: равноапостольный князь Владимир и национальная идентичность».
Конференция была организована Международной общественной организацией «Союз православных женщин» при участии НИЭ центра «Наука и Слово». В ней приняли участие более 100 человек из Архангельской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв, республик Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха-Якутия, Татарстан, Хакасия, Чувашия, г.г. Москва и Санкт-Петербург, а также из Абхазии, Беларуси и Узбекистана. Вел заседание архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, который обратился к участникам с приветственным словом.
Главной задачей конференции являлось обсуждение широкого круга проблем, связанных с анализом святоотеческого наследия в воспитании детей и юношества, а также преемственности духовно-нравственных воспитательных идеалов в прошлом и настоящем российской цивилизации с целью формирования национальной идентичности подрастающего поколения на ценностях Православия и православной культуры.
На конференции были рассмотрены:
• содержание понятий «святость», «Святая Русь», «святоотеческое наследие», «традиции и ценности Православия», «традиционная педагогика» в различные периоды отечественной истории;
• примеры воспитательных идеалов святости и благочестия в духовной истории России, и возможности их использования в учебно-воспитательной работе со студентами и школьниками;
• формы взаимодействия образовательных и церковных структур в возрождении традиций воспитания на фундаменте святоотеческого наследия;
• проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов и воспитателей на основе традиций и ценностей Православия и традиционной педагогической культуре.
В Оргкомитет конференции поступило около 40 заявок на выступление, поэтому определение повестки дня представляло определенные трудности. После нескольких заседаний Оргкомитета участникам была предложена следующая схема работы. На заседании будут заслушаны доклады, в наибольшей степени отражающие основные вопросы конференции, а также те, которые представляют интерес с точки зрения повышения квалификации педагогов дисциплин духовно-нравственной направленности, их саморазвития и самостановления. Остальным участникам, подавшим заявки, было рекомендовано подготовить письменные тексты для публикации в сборник материалов конференции.
23 января было заслушано 15 выступлений по двум основным проблемам – «Святость как жизненный идеал» и «Святоотеческое наследие и национальная идентичность».
С обстоятельным докладом «Нравственный идеал в воспитании – путь к преображению личности» выступил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Владыка раскрыл основные черты православного нравственного идеала и педагогические условия преображения личности, как ее устремленности к образу Христа. Нарушение национального самосознания и самосознания личности есть результат бесплодных поисков целей и задач воспитания вне православного вероучения и святоотеческого наследия, которые всегда лежали в основе традиционного отечественного воспитания. Доклад митрополита Викентия был дополнен ярким и эмоциональным выступлением диакона Владимира Василика, доцента Сретенской семинарии и Санкт-Петербургского университета, кандидата филологических наук – «Воспитательное значение образа святого равноапостольного Владимира».
Проблема определения универсалий (понятий) предмета является одной из самых важных в его методологии, так как их смешение, а также некорректное заимствование приводит к искажению и даже инверсии общего смысла. Поэтому разграничение представлений о базовых дефинициях весьма актуально для формирования предметных компетенций педагога. В этом плане интерес представляли выступления протоиерея Алексия Шевчука, кандидата философских наук (Тверская епархия) «Священное и святое: содержание понятий» и Слободчикова Виктора Ивановича, член-корреспондента Российской академии образования, доктора психологических наук – «Психология взросления как путь становления личности». По мысли о. Алексия, смешение понятий святого и священного приводит к десакрализации представлений в целеполагании воспитания, образе и смысле. В выступлении В.И. Слободчикова было обращено внимание на необходимость соответствия уровня и степени ответственности возрасту ребенка, так как только такой подход может обеспечить формирование ответственной личности.
Протоиерей Сергий Рыбаков доцент Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, кандидат физико-математических наук выступил с докладом «Святоотеческое наследие и духовная безопасность отечественного образования». Он обратил внимание собравшихся на важность противодействия духовному неблагополучию, в том числе на основе анализа содержания образования, а также методов и образовательных технологий, далеких от традиционной отечественной педагогики. Поэтому проблема обеспечения духовной безопасности современной светской школы должна быть изучена комплексно, как отдельное направление в научно-педагогических исследованиях и в функционировании российской системы образования.
Розина Ольга Владимировна, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления, кандидат исторических наук выступила на тему «Идеал святости и идеал гуманизма как пути поиска национальной идентичности». Проблема формирования национальной идентичности – одна из ключевых в современном воспитательном процессе, что связано с поисками различными общественными и политическими силами и институтами ответа на вопрос о будущем нашей страны. Два воспитательных идеала: православный, определенный Евангелием и раскрытый в трудах Отцов Церкви, и гуманистический, как идеал современного либерального общества составляют два противоположных полюса, несмотря на кажущуюся близость их отношения к человеку, миру и межличностным отношениям. Доклад О.В. Розиной (читать здесь: http://nauka-slovo.ru/node/270).
В выступлении профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктора педагогических наук Ольги Леонидовны Янушкявичине «Цивилизационный выбор Руси и вызовы современности» было обращено внимание на ряд педагогических задач, обусловленных современным состоянием российского социума. В частности, докладчик отметил важность воспитания в ребенке другодоминантности, как соответствующего российской цивилизационной модели, так как стремление к служению Богу и другим людям в корне отличает русского человека от западного соседа, в личности которого преобладает индивидуализм и стремление к самореализации во имя собственных целей. Быть обращенным к другому и к Богу, чтоб услышать, что ты можешь сделать для Него и для ближнего – это и есть путь самореализации личности на основе святоотеческих ценностей православной традиции.
Захарченко Марина Владимировна, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор философских наук в выступлении «Духовно-нравственная культура России как содержание образования» обратила внимание на важность семейного воспитания и подготовки молодежи к созданию гармоничной семьи, основанной на любви и жертвенности.
В выступлении Елены Олеговны Крыловой, председателя экспертного совета постоянной Комиссии по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета Центрального федерального округа, члена правления Совета просветительского движения России, доктора экономики и финансов «Педагогика святых отцов и современное образование. Формирование понятий и нравственного идеала» было обращено внимание на важность использования в терминологическом аппарате православной педагогики наследия Святых Отцов, которые излагали все понятия, исходя их ментальности русского человека и на основе древнерусского языка, а не в их переводе с латинского.
На конференции было заслушано несколько выступлений учителей общеобразовательных школ Подмосковья, которые на конкретных примерах рассказали о возможностях использования святоотеческого наследия в учебно-воспитательном процессе – при осуществлении трудового воспитания (Рубцова Людмила Михайловна, учитель начальных классов «Куриловской гимназии» Серпухова); инклюзивном воспитании (Тарьянова Лариса Евгеньевна, учитель начальных классов Одинцовской школы № 17). В выступлении Татьяны Николаевы Ершовой (гимназия № 13 Новомосковска Тульской области) было обращено внимание на важность усвоения педагогами святоотеческого понимания человека.
В целом конференция прошла в обстановке творческого обмена мнениями по актуальным вопросам современного воспитания на основе святоотеческого наследия и важности его изучения и использования в современном учебно-воспитательном процессе.