Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Святость как воспитательный нравственный идеал и миссия женщины в современном мире

Святость как воспитательный нравственный идеал и миссия женщины в современном мире

 

Начнем с определений. Слово миссия переводится с английского (mission) как ответственное поручение, задание, роль. Она лежит в основе целеполагания, включает убеждения, ценности и определяет смысл существования. Никто не в силах изменить ту миссию женщины, которая дана ей от рождения (быть супругой и матерью), кроме нее самой. Только она сама в силу присущей любому человеку свободы может по иному относиться к своей миссии, то есть определять ценности и смысл существования. Но что побуждает ее к изменению жизненного целеполагания и к каким последствиям для нее самой и для общества в целом это приводит? Ведь за любым выбором следует действие, которое имеет свое следствие.
Можно всю ответственность от собственного выбора переложить на внешние обстоятельства - это удобно для самооправдания и для создания «образа жертвы» этих самых объективных обстоятельств.
Действительно, мы живём в особое время. За последние десятилетия общество претерпело самую настоящую ценностную мутацию, и положение женщины в нём резко изменилось. Перед ней открылись пути, недостижимые ранее: теперь она, наконец, может работать в полную силу в различных областях человеческой деятельности, выбирать спутника жизни, планировать рождаемость и пр. Ценностные ориентации устремлены, в первую очередь, на достижение карьерного роста и общественное признание, а брак и материнство всё более утрачивают свою значимость. Более того, в систему образования введено понятие «успешной личности», формированием которой без различия пола и с самого раннего детства должны заниматься учителя и воспитатели в соответствии с требованиями так называемой «педагогики успеха». Доминирующим компонентом в развитии ребенка становится ориентация на успех, высшей точкой которого становится акме, законы достижения которого изучает относительно новая отрасль знаний – акмеология. Составной частью успеха, помимо высоких личностных достижений, является общественное признание и его материальное выражение. Благодаря этому, а также работе современных СМИ в обществе бытует мнение, что женщина обязательно должна состояться на профессиональном поприще и стремиться к высокому социальному статусу. Масс-медиа активно насаждают либерализацию половой морали и образ эмансипированной, сексуально раскрепощённой, самодостаточной и, как правило, бездетной женщины, которую не смущает отсутствие собственной семьи, без которой она вполне может быть счастлива.
Но так ли это? Специалисты отмечают рост женской преступности, причем «фоном почти каждого (85 - 90%) женского преступления служат проблемы взаимоотношений с представителем мужского пола - мужем, сожителем, любовником».[1] Поэтому они рекомендуют при оценке психологических особенностей каждой отдельно взятой женщины, совершившей преступление, «принимать во внимание такие моменты, как наличие или отсутствие семьи, перспективы (положительные или отрицательные) семейных отношений». То есть попытки наших современниц стать счастливыми вне брака и семьи, самостоятельно изменить свою миссию, не приводят их к счастью, а наоборот, служат фактором деградации личности и потерей жизненный смыслов.
В западном обществе уже стало популярным социальное движение чайлдфри (от англ. сhildfree - свободный от детей, бездетный), главной идеей которого является отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Первые ростки этого явления проявляются и у нас в виде оправдания в масс-медиа суррогатного материнства и появления такого научного понятия как «девиантное материнство», которое в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии, как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Специалисты включают сюда совокупность проблем, связанных не только с матерями, которые отказываются от своих детей, но и теми, кто проявляет по отношению к ним пренебрежение и насилие, что приводит к различным отклонениям в психическом развитии детей. По свидетельству исследователей «в Москве за последние годы в Домах ребёнка число социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях, увеличилось с 23 до 48%, при общем уменьшении рождаемости в 1,5 раза. Практически каждый день в московских родильных домах возникает ситуация отказа от новорождённого, причём отказ этот не всегда связан с материальными причинами».[2]
Материнство – не просто биологическая функция женского организма, а реализация высшего замысла о миссии женщины в мире. Любой человек входит в свое земное существование через мать, и ее отношение к своему святому предназначению накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Вместе с тем социологи проводили опросы среди беременных женщин различных социальных групп и выявили следующую мотивацию их беременности:
24% - «ради соответствия социальным ожиданиям», что отражает психологию современной уязвлённой женщины, стремящейся к рождению ребенка не ради него самого, а выражающей стремление быть «не хуже других»;
12% - «ради протеста», при которой ребенок – не цель, а средство при помощи которого молодая женщина пытается отстаивать свою самостоятельность и независимость;
16% - «ради сохранения отношений», что зачастую, наоборот, не сохраняет их, а увеличивает количество матерей одиночек;
26% - «ради сохранения собственного здоровья» из-за опасения возможных женских болезней, характерных для бездетных;
Существуют и другие мотивы: «ради возможности начать жизнь «по-новому» (8%), «ради ухода от настоящего» (5%), «ради любимого человека» (3%) и другие.
Всего лишь 6% опрошенных беременных женщин видят в материнстве содержательную сторону своей жизни и обретают в нём свой личностный рост.[2] То есть они стремятся к рождению детей ради самих детей.
Мы можем сделать предварительный вывод. Бессознательное непонимание или сознательное нарушение своей миссии (т.е. роли, ответственного поручения) современной женщиной в результате неразумного использования собственной свободы на уровне действий не решают ее глубинных личностных и психологических проблем. И если внешне она кажется процветающей и независимой, то зачастую это лишь фасад, скрывающий все тяготы её существования.
Что делать в этой ситуации нам – педагогам и воспитателям?
Прежде всего, осознать самим и помочь детям понять и принять истинную миссию женщины, определенную ей Создателем – быть любящей супругой, заботливой матерью, хранительницей и созидательницей домашнего очага, мира вокруг себя, служения ближним и Богу.
Для этого необходимо не только изменение общего климата в обществе по отношению к женщине-матери, не только законодательные акты по охране женского здоровья и труда – это конечно, важно. Но не менее, если не более значимым является изменение сознания самих девочек, девушек и женщин в отношении собственного призвания, собственной миссии. Ведь не погоня за мирскими суетными успехами есть смысл жизни человеческой – временной и быстротечной – это слишком недостойно человека, как образа и подобия Божьего.
Какими средствами мы можем решить поставленную педагогическую задачу? Эти средства есть всегда в копилке любого педагога – воспитательный пример, идеальный образ, нравственный идеал.
Проблема нравственного идеала – одна из фундаментальных методологических проблем воспитания, основание и сердцевина всякой воспитательной системы. Без положительного идеала нет самого процесса воспитания, так как нельзя воспитать личность в безнравственном и бездуховном пространстве.
Современные философские и психолого-педагогические исследования подчеркивают важность усвоения моральных норм и принципов как безусловных, категорических императивов – обязательных принципов человеческого поведения, так как только в таком случае ребенок может стать нравственной личностью. Главный нравственный выбор любого человека заключается в ответе на вопрос о добре и зле, то есть в выборе полезного или вредного для собственного духовного здоровья жизненного пути.
При этом нравственная ответственность за личный выбор и его последствия строго индивидуальна.
Педагогическая значимость идеала велика - это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности - познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п.
В педагогической литературе советского периода настоятельно подчеркивалось, что человеку нужен нравственный идеал. Но, во-первых, он должен быть сугубо человеческим, а не Божественным. Отсюда – многочисленные образы положительных героев, как реальных, так и литературных. При этом затушевывались их недостатки и гипертрофировались или мифологизировались достоинства. Во-вторых, утверждалось, что идеал должен быть обязательно достижимым. Но достигнутый идеал перестает быть идеалом и нуждается в замене, ибо не может быть предела совершенствования личности.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) перед современной образовательной системой поставлена задача формирования не только интеллектуально развитой личности, патриота и гражданина Отечества, но и личности, соблюдающей нравственные законы. Важнейшую роль в выполнении этого социального заказа призван сыграть нравственный воспитательный идеал, основанный на традиционных общественных ценностях.
Однако при решении данной задачи педагоги сталкиваются с противоречивостью подхода к выбору характера воспитательного идеалаабсолютного или относительного. Именно этот выбор - между относительными и абсолютными воспитательными ценностями - является определяющим в формировании высоконравственной личности.
Относительность воспитательного нравственного идеала соответствует современной философско-мировоззренческой концепции релятивизма- учению об отсутствии единой истины, одинаковой для всех, и наличию множества истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других.
Релятивизм утверждает, что никакие нравственные законы не существуют объективно, так как ни одно моральное суждение нельзя считать ни истинным, ни ложным: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, которые ему предпочтительны, поэтому любая точка зрения в морали одинаково оправданна. Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали и относительность различий между добром и злом, сторонники релятивизма фактически оправдывают всякое зло и уничтожают все нравственные мерила, подчеркивая условность и ситуативность моральных норм. В таком случае нет единого нравственного закона для всех, и каждый «сам себе законодатель», а сообщество таких «законодателей» регулируется лишь юридическим законом.
Но здесь можно наблюдать ряд противоречий. Во-первых, правовые нормы не решают нравственных проблем, а направлены лишь на урегулирование конфликта интересов. В любом обществе всегда будут те, кого не устраивают его законы, так как нет равносправедливых законов для всех. Во-вторых, есть соблазн «двойной морали»: «если никто не видит», то закон можно и нарушить. В-третьих, внеконфессинальная этика определяя источник происхождения нравственного идеала в сознании индивида, говорит о его стихийности и изменчивости в зависимости от ситуации.
Релятивистский подход не решает задач духовно-нравственного воспитания, подменяя само понятие духовности. Для него это – образованность, культурность, интеллект. В концепции релятивизма нет понятия «святости», как и нет представления об абсолютных ценностях.
В отличии от «безрелигиозной» этики, православная культура имеет абсолютный нравственный идеал, существующий вне человека. В ней нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека. Самоопределение человека по отношению к Нему и есть внутренне признание или отрицание высшей ценности православной культуры.
Одним из фундаментальных понятий православия является святость как онтологическая характеристика личности, подразумевающая ее внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, очищение образа и восстановление подобия Божиего в человеке. Духовное совершенствование человека и есть путь его восхождения к высшей святости – к Богу. В соответствии с евангельским принципом «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 48) человек стремится подражать нравственному совершенству Бога.
Наличие в воспитательной системе абсолютного нравственного идеала позволят придать смысл действиям и поступкам человека, определить высшую цель и смысл его существования. Святость недостижима без благодати Божией, и стремление к ее достижению – путь, добровольно выбранный самим человеком, так как никого нельзя насильно заставить любить Другого. Проще любить себя и свой собственный нравственный идеал, который можно и заменить на иной, соответствующей сиеминутной потребности.
При этом следует обратить внимание, что знание моральных норм — лишь предпосылка нравственного поведения, критерий оценки поступков. Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он внутренне принимается человеком (интернируется), то есть приобретает личностно значимый смысл.
Поэтому одна из главных воспитательных задач - формирование личностно значимых идеалов. Они формируют нравственное сознание и поведение, обеспечивают сохранение нравственного здоровья человека. Но нравственное сознание и нравственное поведение не есть результат приобретенных знаний, а есть следствие духовно-нравственного возрастания личности, ее внутренней работы.
В современном образовательно-воспитательном процессе главным вопросом становится именно выбор нравственного воспитательного идеала. В условиях реализации нового ФГОС и обязательного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» проблема относительного или абсолютного характера нравственного идеала из чисто научной рефлекции перешла в практическую плоскость.
Выбор нравственного идеала предстоит сделать каждому участнику образовательного процесса – родителям, ученики и учителю. И именно от этого выбора во многом зависит будущее нашего общества.
Следует отметить, что православная Церковь всегда говорила о том, что быть женой и матерью - это главная миссия женщины. Она не меняется в веках, несмотря на изменчивость «мира сего» с его стремлением к гендерному равенству и созиданию некой среднестатистической «успешной личности». По слову апостола, в христианстве «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл. 3,28). Это значит, что мужчины и женщины, едины во Христе и равны в духовном призвании. А это и есть единственное истинное равенство. Оно значительно отличается от того, за которое сражаются феминистки и к которому призывает современное общество потребления.
Литература
1. Особенности преступлений, совершаемых женщинами // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=608893
2. Щегалев А.А. Материнство // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://докторщёголев.рф/lib/moms
Розина О.В., к.и.н., доц.
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь