Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Воспитание жертвенности в потребительском обществе как современная педагогическая проблема

Современное состояние российского социума
учеными различных областей знаний определяется как «общество потребления». Это своеобразная метафора, характеризующая общественные отношения, основанные на принципах индивидуализма и потребительства, которые предполагают превалирование материальных потребностей над духовными. Такое общество формирует соответствующую систему ценностей и поведенческих стереотипов, основанных на достижении личного успеха, развитие конкуренции и соперничества в межличностных отношениях. Крайне важно и то, что моральные ценности общества потребления отрицают необходимость нравственного и духовного развития личности, что упрощает манипулирование общественным сознанием через систему современных средств коммуникации и масс-культуры. В ноябре 2011 года, встречаясь в Бейруте с жителями Ливана, патриарх Московский и всея Руси Кирилл справедливо отметил, что идеалы потребительского общества – это то, «что было совершенно чуждо русским. Таких идеалов не было и тогда, когда Россия была империей, и когда она стала Советским Союзом, а когда она стала демократической Россией - эти идеалы стали очень сильно предлагаться ей, в первую очередь, из-за рубежа. И, конечно, многие молодые люди воспринимают это».
(1)
Недавние выпускники школы являются первым поколением детей, которые родились после распада Советского Союза и краха советской системы образования. Можно сколь угодно долго говорить об ущербности и иллюзорности мобилизующей государственной идеи того периода, но следует признать, что само ее наличие позволяло выстроить определенную последовательную и ступенчатую систему образования, в которой значительное место отводилось патриотическому, эстетическому, трудовому и иному воспитанию, а также укреплению единства семьи и школы в этом процессе.
Крах этой системы привел к уничтожению воспитания на фоне системного кризиса семьи, а образование стало рассматриваться как услуга, которую получают учащиеся в учебном заведении. Но в реальной практике воспитательного вакуума не бывает: пустота немедленно заполняется иным содержанием. Нарушение иерархии ценностей как в обществе в целом, так и в жизни отдельного человека всегда трагично: оно приводит не только к экономическим кризисам, но и нравственной деградации.
Поэтому сегодня российское общество стоит перед историческим выбором: либо воспроизводить ценности западного общества потребления, либо вырабатывать новую парадигму общественного развития. Следует заметить, что в российской истории и ранее наблюдались периоды стремления правящей элиты к потребительским стандартам технически более развитых стран. Но исторический опыт ясно демонстрирует, что калька западных моделей противоречит традиционным ценностям российского общества, а «перенимание чужого наскоро» всегда оборачивается национальной трагедией. Так что проблема обретения собственной цивилизационной идентичности, адекватной «вызову современности», это путь возрождения, поддержания и совершенствования социокультурных форм, соответствующих традиционным национальным ценностям. К ним в первую очередь относятся ценности православия, сыгравшего культурообразующую и государственно-образующую роль в российской истории.
Базовой матрицей нравственной культуры православия является понятие любви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35). Главным признаком настоящей любви является жертвенность: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Путь любви крайне сложен. Это путь преодоления эгоизма, себялюбия, что противоречит главной «заповеди» общества потребления: «бери от жизни все, ведь ты этого достоин». Это путь смирения, что в искаженном сознании «раба потребления» воспринимается как самоуничижение. Это путь аскезы, что отвергается обществом, требующим «хлеба и зрелищ».
Но христианский нравственный закон не знает никаких исключений. Вместо вполне понятного и разумного «люби ближнего своего и ненавидь врага своего» Христос говорил: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5,43-44).
Идеал любви, лежащий в основе моральных норм христианства, представляет собой невиданный ранее образец возвышенного, сильного яркого человеческого чувства. Любить врага означает простить ему прежние злодеяния, но не в том смысле, чтобы забыть их или не считать совершившимися, а так, что они перестали быть абсолютной преградой для человеческого единения, расчистить дорогу для сотрудничества со своим противником. Способность к таким отношениям является безошибочным тестом на верность идеалу сыновнего единства, всечеловеческого братства людей.
На первый взгляд может показаться, что заповедь любви к врагам является чрезмерной для человека, превышает его возможности. Она, действительно, исходит из определенного образа человека, предполагающего, во-первых, что нет людей абсолютно идеальных и совершенно аморальных, то есть - добро и зло сосуществуют в душе каждого человека (хотя и в разных пропорциях), а во-вторых, что каждый человек сопричастен существующему в мире злу. Для преодоления враждебности между людьми не существует другого пути, кроме пути любви. Но для этого надо преодолеть свою поврежденную грехом природу, что возможно только на пути жертвенности, бескорыстия, всепрощения, взаимопомощи. Именно через милосердие и любовь ко всем людям, говорит Иисус, человек становится сыном Отца Небесного, который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6,35), «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,45). Любовь к врагу - не просто особый случай любви, а, прежде всего, ее испытание, свидетельствующее о Божественной высоте человека. Ведь, если любовь к ближнему не доходит до любви к врагу, то можно ли ее назвать любовью в смысле духовного единения людей и их подобия Создателю?
Христианство понимает, что путь жертвенной любви невероятно труден, но ему нет альтернативы. Если не любовь, не духовное единение, то ненависть, насилие, а это - моральная капитуляция, признание того, что согласие между людьми невозможно, вражда между ними неистребима и для мирных, добрососедских отношений есть только два регулирующих средства – война или юридический закон. Но при определенных условиях закон может и не соблюдаться или возможно следование только его внешней форме. Более того, нет юридических законов равносправедливых для всех людей, что всегда будет вызывать недовольство одних при соблюдении закона другими. Насилием же можно добиться многого: разрушить, взорвать, уничтожить, убить, но одного сделать оно не способно - превратить врага в друга и объединить людей на основе любви друг к другу. Любовь и добро могут иметь своим источником только любовь и добро, они не могут вырасти из зла и насилия.
Заповедь любви двуедина. С одной стороны, человек не имеет возможности проявить свое отношение к Богу иначе, как через братское отношение к ближним, через деятельное признание того, что ближние - такие же дети Бога, как и он сам. С другой стороны, реальная жизнь ближних не дает достаточных эмпирических оснований для того, чтобы относиться к ним с любовью, и сделать это без соотнесенности с идеей Бога, служения Ему невозможно. Человек любит Бога через ближних, а ближних - через Бога.
Этика христианства есть этика любви. Люди соединяются друг с другом во Христе через жертвенную любовь, а не через особые одежды, ритуалы, обряды и иные знаки благочестия. Любовь есть и Божественное совершенство, и путь к нему. Она поднимает человека над собственными эгоистическими интересами и связывает его с другими людьми такой связью, которая выражается в готовности положить «душу свою за друзей своих»(Ин.15,13). Такая любовь есть первое в человеческой жизни, вечное, бессмертное, Божественное начало. Через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает. Ведь «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13,4-7).
Христианская любовь – это стремление к бескорыстному и жертвенному служению ближнему и Отечеству. Она отрицает эгоизм и не делает ближнему зла. Она является источником высшего созерцательного творчества: все лучшие произведения, созданные человеком в области науки, техники, искусства, литературы, архитектуры и в других сферах его культурной деятельности являются плодом жертвенной любви. Она является основой профессиональной деятельности человека и придает ей нравственный смысл: все выполненное с любовью к ближнему не только красиво и качественно, но и согревает его теплотой своего сердца.
Перед современным педагогическим сообществом стоит крайне непростая и трудно решаемая задача: в условиях отсутствия единой мобилизующей государственной идеи и распада института семьи помочь детям стать не только патриотами и гражданами Отечества, но и прежде всего людьми с твердыми нравственными началами, основанными на жертвенной любви, милосердии и сострадании. Речь идет не о сумме знаний, а о воспитании личности ребенка, изменении его внутреннего мира, формировании жизненных смыслов, о свободном, сознательном и ответственном нравственном выборе самим воспитанником полезного или вредного для духовного здоровья пути к счастью (блаженству), понимаемому какобщепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.
Школа – единственный государственный образовательный институт, который заканчивают все граждане нашей страны. Поэтому для современного общества крайне важен аксиологический (ценностный) выбор учителя, так как от этого во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Поэтому особенностью подготовки учителя к духовно-нравственному (православному) воспитанию школьников является не передача ему суммы знаний о памятниках художественной культуры и традициях православия, а помощь ему в осознании («осознанном познании», понимании, постижении) смысла и цели своей жизни, пути к счастью, как к высшему и самоценному состоянию этой жизни.
Мы полагаем, что только совместными усилиями различных общественных организаций и Церкви можно достичь иного качественного уровня в подготовке учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания, помочь им в обретении не только суммы знаний о православии, но и цельности собственного мировоззрения, национальном и конфессинальном самоопределении. Ведь учитель способен не только обучать детей наукам, но и может стать для них жизненным примером жертвенной любви к людям, Отечеству, ее святыням и традициям.
Сноски:
1.Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с представителями ливанской государственной власти и общественности, отмеченными наградами Русской Православной Церкви // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1674676.html
Розина О.В., кандидат исторических наук, доцент МГОУ и АСОУ
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь