Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Профессиональная ориентация молодежи. Работа над ошибками

С каждым годом все больше говорят о важности правильного выбора профессии. Между тем подростков, не способных самостоятельно, ответственно и осознанно сделать этот выбор, все больше. Проблема давно перешла в разряд государственных. Где ее истоки?

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Именно в подростковом возрасте складываются новые личностные образования. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно.
Если же взрослые не занимаются целенаправленным формированием ценностей, потребностей и мотивов выбора, то во взрослую жизнь вступает молодой человек, не имеющий жизненных ориентиров. Он не понимает, «что такое хорошо и что такое плохо». Его ценности и установки зависят от внешних факторов. Такой подросток – идеальный объект манипулирования сознанием. Из него можно вылепить послушного потребителя, который автоматически покупает все, что рекламируется, послушного избирателя, который правильно голосует, послушного и свободного от сомнений исполнителя чужой воли.
Искаженные ценности и представления формируют эгоистическую направленность личности, которая проявляется в нереалистичном выборе профессии. Сегодня, когда число и цена профессиональных ошибок растет в геометрической прогрессии, проблема правильного и своевременного выбора профессии приобретает особую значимость.
Профориентация в последние двадцать лет была крайне неэффективна. Сегодня мы повторяем те же ошибки: строим дом, начиная с крыши – без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки – «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец почему-то не срабатывает. Хочется одного, «можется» другое, а надо – третье…
Фундамент – это заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем. Это доброта, честность, ответственность… Часто говорят: «Хороший человек – это не профессия». На мой взгляд, это – основа профессионализма. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Каждого из нас согревает память о встречах с настоящими учителями, строителями, врачами, руководителями. Их всегда было немного. А сегодняшним подросткам вообще достались крохи. Можно ли требовать от молодых людей добросовестного отношения к своей работе, если вокруг так мало примеров? Если еще двадцать лет назад зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество.
Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Хорошо это или плохо? «Семейственность» - говорят с оттенком осуждения и зависти о детях известных артистов, бизнесменов, политиков, идущих по стопам своих родителей. «Династия» - с уважением говорили о потомственных учителях и рабочих.
Истории знает множество примеров, когда молодой человек добивался успеха вопреки семейным прогнозам: «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.
Примеры каждый может найти если не в своей семье, то в семье родных, друзей и знакомых. Поэтому запрос «как мне помочь своему ребенку выбрать профессию» можно переформулировать: «как мне не мешать своему ребенку».
Некоторые родители подсознательно стремятся «прожить» в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей «за уши» в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Нелюбимая работа, несостоявшаяся карьера, загубленные таланты со всеми последствиями от соматических расстройств до потери смысла жизни…
Независимый «ропщет и бунтует», в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва. Еще ладно, если ради высокой цели. А может быть, это просто подростковая протестная реакция на любое вторжение на свою территорию.
Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать прекрасным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин, если музыканты считают его великим композитором, а ученые – великим химиком? «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», - писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
Когда варианты равноценны, решают второстепенные факторы – близость учебного заведения к дому (или, наоборот, желание уехать подальше от дома), семейные традиции, совет, пример авторитетного взрослого, хорошая компания, льготы при поступлении и т.д.
Тому, у кого нет никаких вариантов, помогать надо было десять - пятнадцать лет назад. Время, когда закладываются основы личности, упущено безвозвратно. Поэтому вопрос «Какая профессия мне подходит», не имеет ответа: выбирай любую, но не рассчитывай на профессиональный успех! И в этом случае, как и в первом, многое зависит от перечисленных факторов (тех, которые принято называть «ошибками в выборе профессии»).
Кстати, в древности профессию за ребенка выбирали взрослые, которые с рождения наблюдали за ним, давали возможность пробовать себя в разных видах деятельности, с первых лет жизни исподволь приучая его к труду. Нередко будущую профессию определял жребий.
И уж совершенно не нужна помощь в выборе профессии тем, кто точно знает, кем он хочет стать. И тут главное – ему не мешать. В этом случае лучшее, что может сделать взрослый – дать полную и достоверную информацию об интересующей профессии, поддержать и ободрить, а не говорить об отсутствующих способностях или слабо развитых профессиональных качествах. Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения».
Сегодня насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным». «Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа - карьера и деньги. Их отличительные особенности - честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Вроде бы ничего страшного. Но все эти качества не имеют ничего общего с самым употребляемым в последние годы понятием «эффективная личность».
Самый простейший предмет невозможно сделать, не имея в голове его мало-мальски внятного образа. А тут - личность... Когда учителя и школьные психологи на семинарах моделируют образ идеального выпускника будущего, хочется бежать сломя голову из города, населенного «мобильными, коммуникабельными, обучаемыми, хорошо адаптируемыми» монстрами без совести, чести и способности любить или хотя бы уважать кого-то, кроме себя самого.
Рассмотрим признаки эффективной личности.
Во-первых, эффективна нравственная личность. Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте.
Человек, работающий исключительно за деньги – неэффективен. Можно ли побеждать в спорте и войне, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель – призы, трофеи, гонорары, премии? Это – вряд ли.
Во-вторых, эффективна развивающаяся личность. Основа развития человека – его саморазвитие. Основа образования – самообразование. Для того, кто нацелен на самообразование, пригодны любые формы образования. Развитие – это движение вперёд и вверх против «общественного ветра» (К. Ясперс), и вопреки собственной инерции.
В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность, то есть обладающая высокой социальной автономностью, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума.
Сможем воспитать в наших детях эти качества – не только поможем им правильно выбрать профессию, но и заложим основу решения множества экономических и социальных проблем.
Как справедливо заметил профессор Преображенский, разруха начинается в головах. Если мы хотим перемен, прежде всего мы должны измениться сами. А уже затем создать технологию профессионального самоопределения, не сводимую к формированию традиционных «знаний, умений, навыков» в приложении к задачам выбора профиля обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а раскрывающую жизненные ценности и смыслы, лежащие за ее пределами.
Сегодня влияние телевидения, музыки, кино, молодежных СМИ на воспитание личности подростка выше, чем влияние семьи и школы, вместе взятых. Можно сколько угодно возмущаться этим фактом, но от этого дети не перестанут слушать «свою» музыку и подражать своим кумирам.
Создание конкурентоспособного в глазах подростков интеллектуального продукта, способного переориентировать их внимание на ценности и модели поведения, отличные от насаждаемых сегодня – государственная задача, требующая общих усилий работников образования и культуры, политиков и общественных деятелей.
Есть большие сомнения о том, смогут ли эти люди в обозримом будущем договориться. Одни понимают, что «нужное» мировоззрение формируется уже давно и целенаправленно, и его плоды мы уже пожинаем, другие с умным видом решают, каким оно должно быть, как будто цивилизация создается здесь и теперь, как будто у человечества за спиной не было многовекового духовного опыта, хранимого всеми мировыми религиями.
Однако эти сомнения не могут служить оправданием для тех, кто воспитывает детей по роду занятий или родительскому долгу, потому что «Нет искусства выше, чем искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый родитель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди» (Иоанн Златоуст).
Резапкина Г.В., ст.н.с. Центра практической психологии образования Академии социального управления
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь