Состоялась VIII Межрегиональная научно-практическая конференция
26 марта 2012 года состоялась VIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовые основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». Тема данной встречи – «Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании».
Межрегиональные научно-практические конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе» проводятся с 2006 года по инициативе кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета. Они проходили при поддержке центра «Наука и Слово» в стенах МГОУ и были посвящены отдельным проблемам отечественной истории и православной культуры.
6 ноября 2006 г. – «Православие как духовная основа русской культуры»
27 марта 2007 г. – «Нравственные ценности православия в современном мире»
5 ноября 2007 г. - «Нравственные ценности: любовь и служение»
24 марта 2008 г. - «Нравственные ценности: свобода и ответственность»
5 ноября 2008 г. - «Христианские семейные ценности в прошлом и настоящем»
2 ноября 2009 г. – «Духовные и культурные ценности Святой Руси»
2 ноября 2010 г. - «Русь-Россия: выбор веры. История и современность»
Особенность конференции, прошедшей 26 марта 2012 года, не только ее тематике, актуальной в нашем обществе и воспитании, но и в том, что инициатива МГОУ и центра «Наука и Слово» была поддержана Всемирным Русским Народным Собором и Союзом православных женщин. Поэтому она проходила не в актовом зале МГОУ, а в конференц зале гостиницы «Даниловская».
В этот день здесь собирались православная общественность, ученые и педагоги, работники образования и общественно-просветительских учреждений, священнослужители и деятели культуры, неравнодушные к проблеме духовно-нравственного возрождения Отечества. Рост числа участников конференций свидетельствует как об актуальности обсуждаемых вопросов, так и о необходимости продолжения начатого диалога в условиях поиска российским обществом своей национальной и культурной идентичности.
Каждая последующая встреча не похожа на предыдущую, но является ее продолжением, как по общей проблематике, так и научно-практической направленности. Оргкомитет рассматривает их как форму повышения квалификации педагогов высшей и средней школы в преподавании духовных основ русской культуры, площадку для обмена творческим опытом такого преподавания, что является актуальной задачей в условиях реализации новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По итогам каждой конференции издаются рецензируемые сборники материалов.
26 марта в конференц зале гостиницы «Даниловская» собралось 175 участников и гостей из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Смоленской, Нижегородской, Калужской, Тверской и Владимирской областей.
Активным было участие работников образования и учителей общеобразовательных школ Москвы и Подмосковья. На конференцию приехали преподаватели из московских вузов, Военного университета, Московской духовной академии, члены Союза писателей России, сотрудники Московского колокольного центра, представители администрации нескольких подмосковных городов, издатели, работники библиотек, архивов, музеев и театров. На конференции также присутствовали священники трех епархий (Московской, Тверской, Владимирской).
Отрадно отметить и присутствие студентов факультета истории политологии и права, которые не только помогали в организации конференции, но и являлись ее участниками и слушателями.
Конференция состояла из двух частей – докладов и презентации новых проектов центра «Наука и Слово».
С приветственным словом к собравшимся обратились сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин», кандидат исторических наук, Н.Б. Жукова и руководитель секретариата, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора О.А. Костин. С сообщением о современном духовно-нравственном состоянии российского общества и о проблемах введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступила руководитель Департамента по связям с общественностью аппарата Представителя Президента в ЦФО М.Н. Белогубова.
На заседании прочитано 15 докладов и сообщений, 7 из которых сопровождались авторскими мультимедийными фильмами. Они были посвящены трем группам проблем.
К первой относятся выступления, связанные с раскрытием содержания понятий «патриотизм», «защита и служение Отечеству», «честь и достоинство воина-защитника», «гражданский и воинский долг» применительно к историческому выбору России, а также формы взаимодействия образовательных и церковных структур в преподавании православной культуры в государственных и муниципальных высших и средних учебных заведениях.
Здесь следует отметить доклад протоиерея Константина Татаринцева, настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Москва), заведующего сектором Военно-воздушных сил Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями – «Формирование духовной мотивации воинского служения». Отец Константин остановился на наиболее сложных проблемах духовного осмысления ценностей патриотизма и тех задачах, которые стоят перед обществом и образовательными учреждениями по подготовке молодежи к службе в армии.
В докладе академика Российской Академии наук, руководителя Центра сравнительного изучения цивилизаций ИНИОН РАН Мясникова Владимира Степановича «Служение Отечеству – долг каждого» было обращено внимание на важность восприятия служения Отечеству каждого его гражданина.
Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, профессор Военного университета МО РФ, кандидат военных наук, председатель попечительского Совета Регионального общественного благотворительного фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор» выступил с докладом «Православие и патриотизм – духовная основа Суворовской «Науки побеждать». Он обратил внимание собравшихся на важность единства православия, как личной веры человека, и его служения Отечеству. Особое внимание он уделил личности А.В. Суворова, в гражданском и воинском подвиге которого данные черты проявились наиболее полно.
Лутовинов Владимир Ильич, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Московского института открытого образования Департамента образования г. Москвы, доктор философских наук выступил с сообщением «Современное понимание патриотизма, служения Отечеству и проблемы воспитания личности гражданина-защитника в контексте военных угроз национальной безопасности Российской Федерации». Докладчик обратил внимание на необходимость воспитания патриотизма в условиях глобализации и расширения «сфер влияния» враждебного России окружения, а также на подмену понятий, столь распространенную в современном релятивистском взгляде на мир и его ценности.
Со сложной проблемой угрозы духовному здоровью человека и общества выступил Корелов Александр Александрович, юрист Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского. В его выступлении «Религиозные войны ХХI века. Идеологическая агрессия против России» были приведены конкретные примеры воздействия тоталитарных сект на современную молодежь.
С кратким, но эмоциональным сообщением выступила инокиня Ольга Гобзева, председатель Координационного совета женских благотворительных организаций при Синодальном отделе Московской Патриархии по благотворительности – «Самоотверженность как путь любви к Родине». Любовь к Родине начинаем с любви в семье, и не только в привитии чувства гражданственности, но, прежде всего, в самоотверженности, жертвенности, которой учатся именно в семье – ежедневно и ежечасно.
Вторая группа докладов была посвящена раскрытию ценностей патриотизма на примере исторического прошлого. Следует отметить выступление протоиерея Алексия Шевчука (Тверская епархия), кандидата философских наук - «Десакрализация священного». В нем отец Алексий, через призму философского представления о святости, остановился на одной из серьезнейших проблем современности – потери представления о святыне. Именно эта утрата во многом лежит в основании различных проявления насилия, жестокости, межрелигиозных противостояний, кощунственных выходок и попыток их оправдания. В воспитательный процесс необходимо возвращение понятия святыни, утраченное в условиях релятивистского взгляда на ценности и отсутствия нравственного сознания в обществе.
Несколько последующих сообщений было посвящено примерам святости в историческом прошлом. В сообщении профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктора культурологии Скотниковой Галины Викторовны «Святой воин в византийско-русском духовном архетипе» было обращено внимание на истоки представления о воинском долге и служении в русской культуре и их отражении в отечественной иконографии. Розина Ольга Владимировна, доцент Московского государственного областного университета и Педагогической академии последипломного образования, кандидат исторических наук в сообщении «Византия и Русь: почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии» обратила внимание собравшихся на то, что многие воины, почитаемые русской Церковью, совершили свой подвиг еще в Византийской империи. Среди них и вмчн. Георгий Победоносец, и мч. Севастийские, и мч. Лонгин Сотник, и мч. Меркурий и иные. Молитвенная память ныне живущих христиан о византийских святых – лучшее свидетельство не только преемственности духовных традиций Византии и Руси, но и истинности, вечности и единства вселенской Церкви. Главный редактор журналов «Духовно-нравственное воспитание» и «Задушевные беседы», поэт, член Союза писателей России Фурсов Александр Павлович в выступлении «Сила былинная» рассказал о традициях памяти воинского подвига русских богатырей. Тузова Ольга Антоновна, преподаватель богословско-педагогических курсов во имя свмуч. Фаддея Тверского при Православном институте святого Иоанна Богослова выступила с сообщением «Уроки истории: духовный и гражданский подвиг святого патриарха Гермогена (к 400-летию мученической кончины)». В условиях современной действительности подвиг Патриарха Гермогена является истинным примером патриотизма и служения Отечеству.
Третья группа выступлений была посвящена конкретному опыту патриотического воспитания в высших и средних учебных заведениях.
Своими методическими наработками поделился учитель истории с. Саваслейка Кулебакского района Нижегородской области, Заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийских конкурсов «За нравственный подвиг учителя - 2008» и «Учитель года 2011» Елисов Андрей Владимирович. В его сообщении «Воспитание патриотизма на уроках в общеобразовательной школе: методика и технологии духовно-нравственного воспитания» был раскрыт авторский подход к проблеме, показаны конкретные примеры работы.
Гугнина Ольга Владимировна, ст. преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук в выступлении «Патриотизм в молодежной среде: из опыта работы» поделилась результатами анкетирования, проведенного среди студентов - будущих педагогов. Она рассказала также о конкретных формах работы по гражданско-патриотическому воспитанию среди студентов и школьников.
Об опыте работы Владимирской православной гимназии им. святителя Афанасия Ковровского рассказал ее директор священник Алексей Головченко (Владимирская епархия) - «О программе комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Город Светлоград». Комплексная работа «Город Светлоград» стала победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя - 2011».
Борисов Валерий Михайлович, проректор Московского гуманитарного педагогического института, доктор исторических наук, профессор и Сагалов Мирон Владимирович, доктор психологических наук, профессор представили презентацию мультимедийного курса «Славься Россия!»
На конференции были подведены итоги Всероссийского конкурса мультимедийных работ «Служу России». Конкурс проводился центром «Наука и Слово» в 2011 году. Он имел целью: формирование целостного мировоззрения на основе национальных традиций; развитие и воспитание личности патриота и гражданина России на примерах гражданского служения Отечеству; духовно-нравственное совершенствование личности при воспитании любви к земному Отечеству; помощь учащимся в формировании патриотического духовно-нравственного идеала. На конкурс было подано более 120 работ из 25 регионов страны. Оргкомитет отметил большое количество работ из учебных заведений, расположенных в сельской местности и небольших городах. Работы подавались по 4 номинациям – «Герои Отечества: прошлое и настоящее» (38), «Мирный труд на благо Родины» (16), «Мудрость правителя на службе Отечества» (11), «Жить – Родине служить. Наши добрые дела» (63). В работе экспертной комиссии принимали участие учителя и методисты, военнослужащие, педагоги высшей школы, общественные деятели, священнослужители. Эксперты оценивали работы по 10-бальной систему и 4-м критериям: содержательная часть, художественная часть, техническое исполнение, нравственно-воспитательное воздействие на зрителей. Каждая работа оценивал не менее, чем 3-мя экспертами. Работы, получившие 35 и более баллов, проходили дополнительную экспертизу и отборочный тур. По его результатам были определены победители в основных и специальных номинациях конкурса. Список победителей и номинантов опубликован на сайте центра «Наука и Слово».
После перерыва состоялась презентация нового проекта центра «Наука и Слово» «Церковь и школа» - 5 комплектов DVD дисков «Беседы о нравственности». Автор мультимедийных разработок преподаватель Московской православной духовной академии и семинарии, протоиерей Владимир Янгичер. Научный консультант проекта к.и.н., доц. О.В. Розина. Отец Владимир рассказал об основных целях данного проекта, показал фрагменты и методические разработки.
В завершение конференции участники приняли резолюцию. Она опубликована на сайте Всемирного Русского Народного Собора www.vrns.ru/day_theme/index.php
Резолюция участников конференции
Мы, участники VIII Межрегиональной научно-практической конференции "Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе", обсудив тему "Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании", констатируем, что в наши дни основная угроза национальной безопасности России перемещается в духовную и информационно-психологическую сферу. Новые технологии воздействия на государства, их лидеров и на население, в целом, являются самыми эффективными средствами ведения современных “холодных” войн, равные оружию массового поражения.
С 1991 года национальный фундамент российского образования целенаправленно разрушался непродуманными "реформами". После присоединения России к Болонскому соглашению в 2003 году Министерство образования и науки РФ проделало значительную работу по внедрению его принципов в систему высшего Российского образования. В результате национальная система подготовки специалистов для стратегически важных наукоемких отраслей во многом перешла на обслуживание потребностей западной экономики. Сложилась ситуация, при которой выпускники российских вузов, сотрудники НИИ по ряду специальностей стали более востребованы в США, чем у себя на Родине. Ущерб, нанесенный в итоге экономике, обороноспособности РФ и, в целом, развитию страны с высокотехнологичной экономикой, до сих пор не получил адекватной оценки.
Вся история Российского государства убедительно свидетельствует, что её устои покоятся на внутренних духовных основах, а их распад и анархия в определенные вехи истории - всего лишь проявление уже состоявшегося внутреннего разложения. Нынешний кризис экономики и социального устройства России – это, прежде всего, следствие кризиса духовности. Подлинное народовластие - это верность принятым в нашем народе духовным началам и нравственным нормам жизни. В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви подчёркивается, что "для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения, чтобы – ... исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьёй, государством, народом и иными человеческими сообществами" /ОСК, IV. 6-7/.
За неполные два десятилетия в информационное пространство России внедрены многие псевдоценности. Однако силам разрушения и хаоса не удалось подорвать авторитет Русской Православной Церкви, которая последовательно ставит задачу воспитания молодого поколения в духе патриотизма и культурно-исторических традиций России. В Слове после интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было ясно заявлено, что его особой заботой и в дальнейшем “станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов”. Именно Русская Православная Церковь предложила в 2007 году Министерству образования и науки РФ ввести в школьный учебный план образовательную программу “Духовно-нравственная культура”, которая включала бы в себя предмет “Основы православной культуры” и соответствующие предметы по другим религиям.
На XVII Международных Рождественских чтениях в 2009 году, которые были посвящены проблемам современного образования, науки и информационных технологий, Святейший Патриарх еще раз подчеркнул: “Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности”.
В последнее время государство стало уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи. Но среди чиновников и представителей «элиты» по-прежнему много тех, кто ставит под сомнение подобную работу, продолжает твердить о необходимости только лишь гражданского образования без его увязки с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием. О патриотизме стало мо�