Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

О важности изучения традиционных культурно-религиозных оснований в перспективе проблемы межкультурных коммуникаций

О важности изучения традиционных культурно-религиозных оснований в перспективе проблемы межкультурных коммуникаций
1. Существо проблемы межкультурной коммуникации состоит в двух взаимосвязанных моментах. Во-первых, в традиционной культуре взаимодействие с представителями иных культур было в основном уделом элит. Путешественники, как правило, были представителями высших или средних сословий и, в целом, людьми незаурядными. В настоящее время ситуация межкультурной коммуникации носит массовый характер, любой обычный человек может поехать куда угодно.
Во-вторых, традиционно культурные и территориальные границы совпадали или были близки – в современной ситуации мы имеем культурные различия больших сообществ в пределах одной территории.
Конечно, любая нормальная культура имеет те или иные традиции отношения с инородцами. Традиции гостеприимства и снисходительного отношения к нарушению обычаев чужаком распространены почти повсеместно. Однако, если численность представителей иной культуры слишком велика, они перестают считаться (и считать самих себя) гостями, а это ведет к тому, что пределы толерантного отношения быстро исчерпываются.
2. Решение проблемы межкультурной коммуникации требует, прежде всего, определить само понятие культуры. Будем вслед за С.Е. Ячиным считать культуру смысловой формой человеческого бытия. (1) И, как таковая она есть медиум смысла. То есть культура - это то, благодаря чему мы понимаем (схватываем смысл) картины, музыку, фильмы, шутки и т.п.
3. Ядром культуры, по сути, является этика. Именно она, как способность различать сущее и должное, должное и желаемое составляет фундаментальное отличие человека от животного. Именно на различении сущего и должного зиждется наша способность мыслить идеальное (как должное, в его отличии от действительно сущего). Таким образом, и сама наша разумность в своих основаниях носит этический характер.
4. Чтобы определить отношение этики и религии обратимся к христианскому писателю К.С. Льюису, который утверждает, что нравственное чувство и религиозность не тождественны. Соединение нравственного и религиозного - это некий «прыжок», логически не вытекающий из самих по себе чувства священного и нравственности. Исследуя историческое становление религии, К.С. Льюис пишет: «Без сомнения, этот прыжок - самый удивительный, и не случайно сделали его не все; вненравственные религии и внерелигиозная нравственность существовали всегда, существуют и теперь. Наверное, лишь один народ [ветхозаветные иудеи - А.П.] совершил его полностью; но великие люди всех стран и всех времен тоже совершали его на свой страх и риск, и лишь они спасались от непотребства и дикости вненравственной веры и холодного самодовольства чистой морали» (2). Примером такого великого человека является Сократ, чье учение во многом стало духовной революцией по отношению к традиционной религии древних греков. (Все мы помним о не очень-то нравственном поведении античных богов в бессмертных творениях Гомера). Сократ же, напротив, искал единую Истину, которая есть Благо, а это Благо, как потом утверждал его гениальный ученик Платон, и есть Бог. Но искал Сократ действительно на свой страх и риск - его поиск был прерван чашей цикуты по решению суда Афин.
Христианство и особенно Православие является наиболее полным воплощением формы нравственной религии. Ведь именно в нем, как справедливо подчеркивал диакон Андрей Кураев, Бог, в первую очередь, есть Любовь, а богочеловечество Христа есть и Путь, и Истина, и Жизнь.
5. Наша русская, а во многом и российская в целом, культура порождена именно религиозной этикой Православия. Да, конечно, Россия многонациональна и была такой от момента своего зарождения. Но русская культура всегда выполняла в ней особую роль - роль вмещающей культуры, роль общего смыслового пространства. Приведем простой пример: на каком языке могут договориться между собой таджик и узбек? Конечно, на русском.
В свою очередь, наша культура в своих высших образцах чаще всего воспроизводит православное миросозерцание.
6. Поэтому именно знакомство с основами православной религиозной культуры открывает человеку новые пласты смысла в произведениях русской культуры. Но не только. Изучение основ своей культуры позволяет личности занять рефлексивную позицию, стать немного над культурой, посмотреть на нее как бы со стороны и тем самым осознать свою культуру. Ведь и в Православии личность человека, как предстоящего Богу, суть нечто высшее, чем культура. Такое мета-культурное (3) положение избавляет личность от страхов, ксенофобии и агрессии при встрече с иной культурой. Напротив, доминировать будет скорее дружеский интерес – ведь встреча с иным, не похожим на тебя, всегда интересна, а кроме того – она позволяет лучше понять, что же такое есть ты сам.
7. Преподавание же безрелигиозной этики, конечно, возможно. Однако оно будет требовать от учителя и учеников особого усилия для деструкции, разрыва базовых культурных смыслов в которых, применительно к нашей культуре, этическое и религиозное спаяны неразрывно. Безрелигиозная этика как таковая основана, главным образом, на абстрактных ценностях. В ее основе лежит либо идеология, как это было в советской этике, либо некая социально-философская теория, как, например, в либеральной этике.
Но более того, как показывают исследования, в конечном счете, безрелигиозные этические системы не могут быть полностью теоретически обоснованы. И в итоге опираются на некоторые положения, принимаемые на веру. Примером такой «веры» является ценность толерантности, провозглашающая терпимость ради терпимости и названная самими теоретиками этой идеи «ускользающей добродетелью» (4)
Примечания:
1. Ячин С.Е. Состояние Метакультуры. – Владивосток: Дальнаука, 2010. С.19 URL: http://metaculture.ru/files/mono/Yachin_Sostoyanie_metacultury.pdf
2. Льюис К.С. Страдание / Льюис К.С. Пока мы лиц не обрели. – СПб.: Библиополис, 2006. С.650.
3. Подробнее о метакультуре см. «Манифест метакультурного сообщества» URL: http://metaculture.ru/manifest.html
4. Подробнее см. Поповкин А.В. Пчелкина С.Ю. Толерантность и метакультура //Этническое многообразие в условиях социальных трансформаций: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С.54 – 58. URL: http://popovkin-av.narod.ru/papers/tolerance_and_metaculture.pdf
А.В. Поповкин, кандидат философских наук, научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь