Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Научно-методическое обеспечение преподавания основ православной культуры в массовой школе: из опыта работы

Е.Н. Егорова, старший преподаватель ПСТГУ
Научно-методическое обеспечение преподавания основ православной культуры в массовой школе: из опыта работы

Участие в работе научно-методического семинара для учителей г. Ногинска (Московская область) в течение нескольких лет позволило накопить и осмыслить некоторые наблюдения. 1. Курсы повышения квалификации учителей, давших согласие на участие в экспериментальной проверке программы по Основам православной культуры, были организованы совместными усилиями Ногинского муниципалитета, местного отдела образования и главой Богородского благочиния. На семинарах присутствовали в основном учителя гуманитарных дисциплин и представители администрации общеобразовательных школ. Слушатели демонстрировали высокую познавательную активность: задавали вопросы, комментировали услышанное, интересовались библиографией изучаемого вопроса и т.п. Живой интерес педагогов к практически новой для них отрасли знаний может быть объяснен тем, что сведения, получаемые в ходе встреч со специалистами, в том числе и со священством, не только значительно расширили горизонты мировоззрения каждого слушателя, позволили углубить собственно гуманитарное знание, но и получить ответы на свои личностно-значимые (не только профессиональные) вопросы. Выяснилось, что и у людей, далеких от Церкви и церковной жизни, есть свои глубинные духовные запросы. Таким образом, на курсах педагоги восполняли ограниченность сугубо светского (читай «советского») образования, ощутили свою причастность к неисчерпаемым сокровищам национальной духовной культуры. 2. Обучаясь на курсах, слушатели столкнулись с определенными трудностями, вызванными необходимостью переосмысления собственного опыта преподавания, основанного на иных мировоззренческих позициях. Действительно, в основе методологии курса Основы православной культуры лежит христианская антропология. Поэтому, в отличие от существующих общеобразовательных предметов, основанных на материалистических воззрениях, освоение ключевых положений программы сопровождалось и освоением принципиально иного способа мышления и познания. 3. Слушатели курсов также испытали определенные трудности, связанные с объективно сложившимся противоречием, возникшим в практике преподавания ОПК в массовой школе. С одной стороны, накоплен значительный эмпирический материал по изучению тех или иных тем программы. С другой стороны, существенное отставание в разработке частных дидактик духовно-нравственной направленности. В результате шквал «доморощенных» рекомендаций и советов дезориентирует учителя. Наблюдение показало, что учителя, только приступившие к преподаванию ОПК, не готовы к самостоятельной выработке дидактических принципов обучения новому предмету. Ситуация усугубляется еще и тем, что методические рекомендации обобщающего характера пока не изданы, а методики, принятые в массовой школе, в приложении к Основам православной культуры, т.е. на другом содержании не работают. 4. Специфическое содержание и средства обучения новому предмету предполагают иной тип взаимоотношений между учителем и учениками. Новизна заключается в субъективном характере изложения материала урока. В отличие от общепринятого объективного подхода к изучаемым предметам, курс ОПК предполагает субъективное изложение. И в этом тоже кроется определенная трудность для педагога: чтобы делиться опытом личного переживания его надо получить и осмыслить. Учитель организует совместный поиск истины, который, в отличие от других предметов, никогда не может быть завершен. Однако современному учителю трудно привыкнуть, а тем более объяснить многообразие смыслов и непостижимость глубины православной духовности. 5. С определенными трудностями столкнулись и преподаватели курсов. Так, при рассмотрении вопросов методики изучения ОПК, неизбежно обращение к сокровищнице святоотеческого духовного наследия. На данном этапе развития методической мысли возможно только цитирование житийной литературы или привидение поучений светильников веры и благочестия, поскольку это бесценное духовное наследие не «переведено» методистами на современный педагогический язык. 6. Опыт показал, что такой специфический учебный курс как Основы православной культуры, предполагает не только отличное от других общеобразовательных предметов содержание, но и свои, специфические средства обучения, которые нуждаются в научном осмыслении и обобщении. Так в курсе истории существуют методики изучения исторических персонажей. Однако этих рекомендаций недостаточно при обращении к личностям святых угодников Божиих. Здесь уместны совершенно другие подходы. 7. Наблюдение за ходом переподготовки преподавателей показал, что требуются особые исследования по подготовке научно-обоснованных рекомендаций по организации курсов повышения квалификации учителей, приступающих к работе над курсом ОПК. В этих рекомендациях должны найти отражение не только специфика самого предмета Основы православной культуры, но и особенности подготовки к его преподаванию. Ведь речь идет не просто о преподавателях нового курса, а о подготовке «врачевателей душ», при которой принцип «не навреди» как никогда актуален.

Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь