Традиция как основа процесса модернизации
Многообразие толкований понятия «модернизация» неизбежно влечёт нас к бесплодности дискуссий, до тех пор, пока в среде не будет сформировано чётких дефиниций. Необходимо определиться о каком типе и о каком уровне модернизации идёт речь. Речь может идти, например, о модернизации как философском понятии, т.е. как рационализации всех форм жизненного поведения человека, где практически реализовываются идеи просвещения. Проект модерна, с его вниманием к правам и достоинству человека, сформировался на христианском базисе, тем не менее, одной из фундаментальных основ модерна является доминирование рационализма всех сфер жизни, не самого по себе, а как средства исключительно для достижения материального благополучия и основанного на нём доминирования. Однако в настоящее время европейская философия преодолевает исторически исчерпавший себя модерн, осуществляя выход в новое состояние именуемое постмодерном. И хотя Россия всегда осмысливала свою цивилизационную идентичность через соотношение с Европой, в России всегда трудно понять, о чём идёт речь, когда она заходит о постмодерне, т.к. на это пока ещё чисто западноевропейское явление, на которое мы смотрим через призму западноевропейской литературы. А так называемый «советский постмодерн» явление исключительно культурное, относящееся скорее к компетенции культурологи нежели непосредственно философии «в чистом виде».
Для России модернизация не является чем-то новым. Россия - страна перманентной модернизации осуществляемой, по некоторым мнениям, триста лет, хотя впрочем, было бы вернее утверждать все четыреста, если отсчёт вести от исторических событий последовавшими за кризисом, названным Смутным временем. Только в двадцатом веке можно насчитать не менее пяти модернизации неоднократно перевернувших жизнь общества. Но и сегодня модернизация в России понимается большей частью как масштабный процесс изменения хозяйственного уклада, перехода к экономике знаний, перехода к современным технологичным производствам, тем самым понимается как продлённый в двадцать первый век – век двадцатый и предшествующие ему времена.
И поскольку модернизация, как обновление, не явление, а процесс, необходимо чтобы в обществе был накоплен материал, который созрел для обновления. «Новое» не приходит из «ниоткуда», оно может усвоиться лишь там, где для этого созрели предпосылки. Сама по себе модернизация не может быть успешной, если она не аккумулирует в себе весь предшествующий исторический, духовный, политический, экономический опыт общества. Успешность процесса модернизации основывается на исторической традиции. Переработанной, осмысленной, очищенной от социальных иллюзий, освобождённой от идеологических мифологем прошлого, но традиции. Традиция не альтернатива модернизации, а её основание, фундамент. А инструмент модернизации – инновация – есть не всякое нововведение, а лишь такое, которое радикально повышает эффективность уже действующей системы, выводит её на новый качественный уровень.
Однако, модернизация – это не только экономическая или промышленная реформа, не только технологическое переоснащение производства, не только развитая инфраструктура – это, в первую очередь, построение обновлённой системы отношений между людьми во всех сферах жизни и деятельности, в том числе, бизнесе, промышленности, образовании, науке и т.д., которая бы основывалась на базовых традиционных ценностях общества. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, на встрече с руководством Клуба православных предпринимателей: «Модернизация должна осуществляться на основе фундаментальных нравственных ценностей, а также с учётом традиций и менталитета народа».[1]
1. Патриаршее слово на встрече с руководством и членами Клуба православных предпринимателей. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/960671.html
Протоиерей Алексий Шевчук, кандидат философских наук