Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

День знаний

День знаний

Какое прекрасное название имеет день первого сентября: День знаний! Путешествие в бесконечном мире знаний является одним из самых увлекательных занятий в нашей жизни. Познание всё новых и новых неизведанных глубин мироздания, странствиепо неизвестным морям и землям, знакомство с интересными людьми, проникновение в тайны истории, увлекательное чтение, всматривание, вслушивание, размышления. Всё это многообразие объединяется в  одном слово: познание. С незапамятных времён, как очень важное пожелание, дошло до нас крылатое выражение: «Человек, познай себя!» Даже о священном брачном союзе в Книге книг – Библии – говорится как о состоянии познания друг друга. С первых минут своей земной жизни человек начинает познавать мир, в который он пришёл: образы окружающей природы, звуки голосов близких людей, запахи родного дома, вкус материнского молока, ощущения тепла, холода, прикосновений. Всё это относится кобласти познания, путь в которую, имея своё начало, не имеет конца, продолжаясь в вечности. В детстве каждый из нас проходит особый период: школьные годы. Цель школы – передать подрастающему поколению определённые знания, чтобы беспомощный маленький человечек стал взрослым и самостоятельным человеком, желательно – с большой буквы: Человеком. В великом и могучем русском языке смысл нашей жизни предельно ясно обозначен самим двусоставным словом: чело-век – это чело, устремлённое в вечность. Чело, разумеется, это не просто лобная кость (хотя, к сожалению, иногда оно таковой лишь и остаётся), а всё то, что за ним находится: бесконечно сложная управляющая система, обеспечивающая общение души с телом. Душа производит мысль, мысль воплощается в слове, словесное решение души руководит видимыми – «телесными» поступками. Так действует «чело» человека. А «век» – это вечность. Мысли, слова, чувства, переживания, надежды – всё, что находится «за челом», устремлено в вечность. Что может быть прекраснее и возвышеннее такого великого предназначения человека: устремление в вечность!? Один из первых предметов, с которого начинается школьное обучение, имеет многозначительное название – «Природоведение» или «Окружающий мир». Затем предметы умножаются, делятся на всё новые и новые подробности знаний о природе: физика, химия, география, астрономия. Но по сути, они являются разновидностями одного и того же урока, цель которого – познать окружающий нас мир, в котором живёт человечество. Но, позвольте спросить: если к слову «мир» добавлено определение «окружающий», значит, есть и «не окружающий» нас мир, в котором мы тоже живём? Что же это за мир такой: «не окружающий», но, тем не менее, существующий? В последние годы школьники всё чаще и чаще уверенно дают на этот вопрос правильный ответ: это мир духовный, мир, в котором живёт наша душа, продолжая жить в теле. Помнится, в 90-е годы ответом на этот вопрос в классе было тягостное молчание: вроде бы, этот духовный мир и должен быть, чувствуем, что он и на самом деле есть, только вот не знаем, как он называется. Слава Богу, современные дети об этом мире знают намного больше, чем их старшие братья и сёстры, а зачастую и их родители. Огромная, бесконечная область вечности, в которой живёт душа, всё более и более интересует наших детей. Но вот вопрос: а как называется школьный предмет, который изучает этот самый «не окружающий» мир? В цикле каких школьных дисциплин: гуманитарных, технических, прикладных – ребёнок может получить ответ на интересующие его вопросы, касающиеся явлений духовного мира? На каких уроках ребёнок может спросить учителя об этом реально существующем мире, в котором живут его мысли, чувства, представления, желания, одним словом, о мире души? Печально, но на сегодняшний день такого предмета в расписании школьных предметов – нет. Современная российская школа, к нашему прискорбию, и к её стыду перед лицом мировой культуры, продолжает нести тяжёлые последствия трагического безбожного периода нашей недавней истории: безбожного и бесчеловечного. Действительно, если думать, что Бога нет, значит, нет и вечности, а значит, и «чело» не устремляется в вечность, и вообще никуда не устремляется, а остаётся только лишь «лобовой костью», такой же, какая бывает у высших животных, имеющих на своём теле голову с мозгами, но не имеющих бессмертной души, устремлённой в вечность. Получается даже как-то страшно: нет Человека!? Но этого быть не может: мы ведь точно знаем, что человек – есть! «Я мыслю – следовательно, я существую», – одна из классических формул философии. И мы все мыслим, следовательно, мы – существуем, следовательно, человек – есть! Следовательно, есть вечность, а в вечности есть Бог! Слава Богу, выяснили, что мы – не только наше тело, но и душа, и дух – всё-таки есть. Но вопрос всё равно остаётся: кто же из школьных учителей-«предметников» сможет дать ясные ответы на вопросы детей о душе и духе, то-есть, о самих себе? Кто в школе сможет познакомить их с той загадочной и в высшей степени интересной сферой жизни, которая касается каждого? Можно не знать или плохо знать математику, не разбираться в вопросах физики и химии, иметь скудные познания по географии, истории, биологии… Это, как говорится, «не смертельно». А вот жить, не имея представления о себе самом, не познавая себя – несравненно большая трагедия. Потребность и жажда познания в человеке неистребима, она намного сильнее телесной жажды. И если не удовлетворять этой жажды: чистой, отстоявшейся за века водой, то душа начинает вбирать в себя из окружающего мира мутную, грязную, вредную для жизни и сомнительную по качеству «водичку». Беда, если эта мутный поток, не пройдя очищающий фильтр разума, хлынет в душу, заполнит её мыслительную, словесную и деятельную сферы грязью, и доставит, таким образом, мучения душе не только потом, «там», но уже и здесь, сейчас. А вместе с тем, в нашей стране веками существовала, и продолжает существовать, школа постановки мышления, школа воспитания в человеке правильного отношения ко всему: к окружающему миру, к ближним и дальним людям, к природе, к Богу и к своей душе, т.е., к самому себе. Имя этой Школе – Церковь. Это не только здания храмов, не просто конкретные прихожане, наполняющие эти здания и ставящие свечи, не только священники, ведущие богослужение, или красиво поющий хор. Всё это в церкви есть, это часть её жизни. Но главное наполнение Церкви, неизменно передающееся из века в век – это её мировоззрение, входя в область которого, человек правильно, соответственно гармонии мироздания, гармонично настраивает свою душу. Точно так же, как по выверенному камертону опытным настройщиком настраивается сложный, и поэтому прекрасно звучащий, музыкальный инструмент. Для верной настройки души определяющим является не сумма знаний, не умение оперировать математическими формулами и производить сложные вычисления. Конечно же, не ум и не физическая сила и крепкое здоровье определяют личность человека. Будет ли кому-нибудь хорошо рядом со здоровым, сильным и умным, но злым и эгоистичным человеком? Какая и кому польза будет от талантливого певца или замечательного художника, если у него развращена душа? Какое право имеют писатели или поэты учить своих читателей науке жизни, если они сами не ориентируются в простейших вопросах жизни духовной? К счастью, есть в современной России учитель, который может, и поэтому должен, поделиться с подрастающим поколением сокровенными знаниями, проверенными веками. Эти знания проверялись и подтверждались нередко горьким опытом, но именно поэтому они имеют особую ценность для души. Этот учитель – священник. Священник говорит не от себя, не от своего личного, пусть даже и многолетнего опыта. Он призван сохранить и передать те ценности духовной жизни, которые помогут человеку стать Человеком. Но если в храме священник производит действия и произносит слова, показывающие душе реальный путь в вечность, то в школе тот же самый священник будет приобщать детей – да и учителей тоже – к высокой культуре жизни: личной, невидимой для всех, и внешней, явной для окружающих. Он будет рассказывать детям, многие из которых погружены своим сознанием в виртуальные, несуществующие и жестокие миры, о прекрасно и премудро устроенном мире, сотворённом для человека, о том, как можно и нужно вести себя среди этой красоты, чтобы не испортить её и себя, чтобы продолжить существование этой красоты в будущем. Он будет рассказывать в школе об истории нашей святой российской земли, о святых князьях, воинах, подвижниках, о святых детях. Он будет заполнять трагический пробел в знании родной культуры, образовавшийся в школьном образовании в течение многих недавних десятилетий. В школе священник не будет ставить невыполнимой задачи: научить школьников вере. Вера – это тайна души, а тайне «обучить» невозможно. Но познакомить с существованием этого таинственного мира – возможно и необходимо. И это будет справедливо: приобщить ребёнка к полноте человеческих знаний. И наоборот. Нечестно и несправедливо лишать растущего человека возможности доброго выбора собственных мировоззренческих ценностей. И если директор школы имеет личные атеистические убеждения, это не означает, что он имеет моральное и должностное право лишать детей их  свободы выбора. Ведь этих детей ему, как руководителю школы, доверили свободные родители в свободной стране! А свобода всегда и везде считалась и считается неотъемлемым достоинством всякого человека. Поэтому никто не имеет права ставить препятствия детям на пути познания ими как окружающего их, так и внутреннего, духовного, невидимого мира. На прошедшем 1-го сентября празднике «Дня знаний» и «Первого звонка», в одном из посёлков нашего района, священник, приглашённый директором школы во дворец культуры, где собрались дети и учителя, поздравил учащих и учащихся с началом нового учебного года. Высказав пожелание в успешном изучении школьных наук, касающихся законов природы, он напомнил детям и взрослым о существовании законов духовного мира – заповедей жизни, которые действуют так же неизменно, точно и мудро, как все научные формулы, которые «проходят» на школьных уроках и по которым сдают экзамены. «Не проходите мимо главных законов жизни, чтобы вы смогли пройти главный экзамен на право быть Человеком», - так можно обобщить обращение батюшки к залу. А напоследок, напомнив слова прозвучавшего перед торжеством государственного гимна России, с которого начинается каждый день страны, и текст которого ежедневно встречает школьников в фойе каждой школы, батюшка попросил почаще вспоминать его начало: «Россия – священная наша держава». Не просто «могучая, великая и любимая» – оно так и есть, и этого от нашей страны никому не отнять. Но всё же народ в своём гимне исповедует самое главное: «Россия – священная наша держава» и «хранимая Богом родная земля»!

Протоиерей Владимир Янгичер
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь