Отзывы слушателей курсов на Ямале: Ноябрьск
В сегодняшнем мире трудно определиться не только ребенку, но даже взрослому. Попраны идеалы, новых не создали. Люди запутались, ищут выход, поэтому многие не могут детям указать правильный путь нравственного возрождения. И это трагедия ни одной семьи, это трагедия современного поколения.
Это понимают и на государственном уровне, поэтому и в школьный курс вводят изучение модуля «основы православной культуры». Необходимо нравственное возрождение личности через познание культуры христианской религии, основанной на любви Бога к человеку. Это поможет сформировать правильное мировоззрение у школьников. Духовность нельзя познать через интеллект.
Задача учителя – помогать ребенку стать счастливым. Христианство – религия любви.
Готова ли я вести этот курс? На данном этапе – нет. Почему? Сегодня я определила, на каком уровне нахожусь. Я – оглашенная. Мне свойственен эклектизм, т.е. в моем мировоззрении – каша. Курс лекций о христианстве указал мне на мои ошибки: я должна быть на голову выше своих учеников, пропустить через свою душу, донести до ребенка, что этот курс – наука о счастье. А кто поможет ребенку в этом определиться, сделать его счастливым, сформировать его мировоззрение? Конечно, учитель! Но лишь при условии, что он будет сам работать над собой, над своим мировоззрением, быть духовным человеком.
Такую задачу предстоит решить мне.
Судьба преподнесла мне подарок: это встреча с вами, Ольга Владимировна. Ваша убежденность, Ваша вера заставила меня пересмотреть многое в моей жизни. Спасибо! Буду работать над своей духовностью, познавать православную религию, исповедовать ее, а не вспоминать, что я – христианка только в трудные минуты своей жизни.
Ольга Владимировна! Глубоко благодарна Вам за курсы по «Основам религиозных культур и светской этики», а также за методическую литературу.
Курсы эти очень своевременны. В нашем мире, мире материальных ценностей, в мире, где главным, определяющим для женщины стала карьера, а не семья, для ее возрождения необходимо воспитывать подрастающее поколение на духовных ценностях.
Возродится семья – возродится страна. Все мы прекрасно понимаем, какая ответственная задача лежит на нас. Ваши курсы, литература – это путеводная звезда, ведущая к цели. Спасибо!
Ефремова Тамара Иванова,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 12 г. Ноябрьск
Ольга Владимировна, Вы настоящий патриот своего Отечества! Спасибо Вам и Вашей команде за то, что Вы вселили в нас уверенность в светлое будущее России.
Мы знаем, город будет!
Мы знаем, саду цвесть!
Когда такие люди
в стране российской есть!
Надеемся, что в школах введут курс «Основы религиозных культур и светской этики» и те знания, которые вы нам дали, мы сможем применить на практике.
Огромное спасибо!
Слушатели МОУ СОШ № 6 г. Ноябрьска:
Мурашова Светлана Анатольевна,
социальный педагог;
Наволенко Галина Яковлевна,
учитель начальных классов;
Рявкина Татьяна Валентиновна,
педагог-организатор
«Век живи – век учись» - гласит народная мудрость. Курсы еще раз заставили меня убедиться в этом: я в очередной раз поняла, что ничего не знаю. Очень большой поток новой информации для осмысления. Спасибо за это!!!
Как учитель, к народной мудрости мне хочется добавить: «…век учись и учи». Раньше я считала, что должна учить наукам. В последние годы, когда мой стаж приблизился к 26 годам, у меня все чаще возникал вопрос: а чему еще я могу научить своих воспитанников? Знания – это главное, что нужно им в жизни? После курсов я уверена, что придя в класс, я увижу перед собой не ученика, а человека. И это не просто человек – это ребенок, которому очень скоро нужно будет войти во взрослую жизнь. Я должна дать ему то, что поможет ему стать счастливым, жить в гармонии с собой, с окружающими, с миром.
Курс, для преподавания которого нас готовили, в школе необходим. Он позволит детям и учителю остановиться в потоке событий, бурного ритма нашей жизни, задуматься о себе, о своем духовном мире, о Боге. В наш век, как и в предыдущие периоды пребывания человека на земле, это необходимо.
Алифер Елена Павловна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 11 г. Ноябрьска
МОУ СОШ № 11 г. Ноябрьска
Ольга Владимировна! Огромное спасибо за насыщенную программу курсов, которые помогли самоопределиться. Вы вселили уверенность в необходимости преподавания данной дисциплины в современной школе.
Особая благодарность за Ваше пособие «Духовные основы русской культуры». Это уникальный материал, как для учителей (особенно историков), так и для любого человека, которого интересует история православия и русская культура. Для меня Вы открыли новые знания, новые имена и бесподобные места православных святынь.
Очень заинтересовал сайт «Наука и Слово». Буду участвовать в конкурсе «Служу России».
Всех благ Вам и здоровья на многие годы!
Сабаева Нэлли Федоровна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 5 г. Ноябрьск
У меня, как у объективного, здравомыслящего человека, введение данного курса вызывает тревогу. А готов ли учитель вести такой серьезный предмет?
Ведь среди нас есть люди, которые готовы преподавать все что угодно, лишь бы платили деньги. Есть некоторое количество верующих людей. Есть те, кто разумно интересуется данной темой, все взвешивает, верит в Бога, знает, что нужно ввести модуль в школьное обучение, но и знает, что знаний и компетенций ему не хватает. Это я.
Вчера, 31 марта, после просмотра фильма «Моя святая мама» я еще больше убедилась в том, что было бы очень хорошо, если бы эти занятия с детьми проводила узкая группа людей. Как, например, это делал о. Владимир Янгичер. Почему? Потому что мы учителя, вовлеченные в разные эксперименты, неподготовленные. Даже, наверное, «цвет учительства» слаб в этом вопросе.
Кроме т ого, я задаю такой вопрос: а то, что нам нужно предлагать 6 модулей на выбор – это не занижает «рейтинг» Русской Православной Церкви?
В заключение хочу сказать, что я положительно отношусь к введению в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», но повторюсь: «если неззрячий ведет незрячего, то оба свалятся в яму».
Гергелийник Алла Александровна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10 г. Ноябрьска
Лекции, учебно-методические материалы и другие наработки – это актуальные материалы, интересные методические наработки и практические педагогические новинки, служащие помощниками педагога и родителей для организации занятий с детьми и взрослыми. На курсах предложены разнообразные материалы, которые окажут существенную помощь в организации занятий.
Несомненно, Ольга Владимировна и Александр Владимирович представили нам актуальный материал, поскольку они:
- учитывают научно-методические и психолого-педагогические подходы в практике;
- положительно влияют на качество обучения и развитие учащихся;
- эффективно внедряются и реализуются среди учителей и родителей на всероссийском уровне;
- системно решают проблемы, стоящие перед педагогическим сообществом, ставят цели, находят средства их решения и получения высоких результатов;
- имеют перспективную и практическую значимость, возможность использовать в образовательных учреждениях.
Высочайший профессионал своего дела Розина Ольга Владимировна с открытой душой и добрым сердцем, несмотря на ее строгую принципиальность в знании предмета, заслужила признание учителей и, несомненно, родителей и детей.
Этот курс отвечает требованиям времени, представлен в оригинальной форме, претендует на новизну, технологичен в системе методических приемов, доступен для понимания широкой аудитории.
«Что значит и что могут дать эти несколько часов правильной мысли среди веков неправильного суждения!». Перефразировав цитату К. Станиславского можно сказать, что невозможно выразить словами и оценить тот вклад духовности нравственности, который несут Ольга Владимировна и Александр Владимирович учителям, родителям детям и всей России.
С огромной благодарностью и надеждой на регулярные встречи в процессе образования.
Сабитова Маргарита Кадыровна,
учитель-логопед
МОУ СОШ № 6 г. Ноябрьска
Мы, учителя из города Губкинский ЯНАО, прослушав курс «Основы религиозных культур и светской этики», выражаем большую благодарность инициаторам, организаторам и преподавателям данного курса.
Хотелось бы особенно отметить лекции О.В. Розиной. Ее лекции были доступны, содержательны и интересны, а также очень познавательны. Ольга Владимировна является одним из немногих педагогов, действительно владеющих своим предметом. Это преподаватель, который очень легко и доступно может донести информацию до сознания личности, а также заинтересовать его, так как интересе порождает интерес.
Общение с Вами, Ольга Владимировна, заставило нас задуматься о многом…
С уважением
Кывыржик Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов и технологии
МОУ СОШ № 6 г.Губкинский
Митрофанова Татьяна Станиславовна,
психолог
МОУ СОШ № 4 г. Губкинский
Мельникова Наталья Валерьевна,
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 3 г. Губкинский
Считаю правильным расположение материала: вначале методология, затем ислам с буддизмом, и только после всех этих нагромождений – наконец, основы православной культуры. Словно идешь по глубокому ущелью – мрачному и зловещему, некуда преткнуться – кругом камни, грозящие придавить мили увлечь в пропасть, и вдруг оказываешься «посреди долины ровныя». Тихий ветер развивает знамена старины и хоругви, солнце яркое, цветы и травы, и родник, наполненный живой водой Православия.
Немаловажную роль сыграл и подбор преподавателей. Ничего не могу сказать плохого о двух предыдущих (методология и ислам с буддизмом), но к ним со стороны нашей аудитории отношение, порой, было очень немилосердным.
И вообще, если метафорически – состояние будто погружаешься в три котла (как в сказке) – два кипящих смолой и кипятком, в которых можно свариться, и только один с чудесным молоком (хочется написать «млеком»), который преображает.
Уважаемая Ольга Владимировна! Я не хочу петь Вам дифирамбы, боюсь, что Вы, как человек истинно православный, их и читать не будете. Но я не могу не выразить свое мнение. Нашу «тяжелую» аудиторию Вы «победили» в первый же день. Пусть он был нелегок для Вас, но инертность, недоверие, злость и все наши отрицательные эмоции были просто раздавлены той силой истинной веры, которую Вы на нас с помощью Божией обрушили. Меня лично поразили даже не Ваши энциклопедические знания и талант лектора, а именно Ваша святая убежденность в торжестве Православной веры над прочими, в том, что иначе быть не должно, а только так с нашим Господом можно достичь счастья. Очень хочу сохранить с своей душе и памяти те зерна, которые Вы посеяли, и пожав плоды, передать детям. Боюсь впасть в лесть, поэтому не знаю как выразить благодарность, но, наверное, только после Ваших лекций я начинаю понимать сердцем (хоть маленькую толику) сущность служения и подвига моей и Вашей небесной покровительницы святой равноапостольной княгини Ольги. И за это спасибо Господу. Ведь равноапостольный – это значит нести свет Православия, который освещает всех «и тьма его не объят». Хочу пожелать Вам сил и помощи Божией на этом нелегком пути просвещения. Может быть и женщины бывают «воинами Христовыми», только нет такого слова женского рода. Не примите мои отзывы за льстивую похвалу, я этого не хочу. А примите их за подтверждение того, что через Вас слово Божие дошло до цели – сердца, хотя бы моего. Спаси Вас Господь!
Кляузер Ольга Викторовна,
МОУ СОШ № 3 п. Ханымей
Если бы на один день я смогла стать Богом…Что бы сделала? – задаю вопрос. «Лишила бы человека свободы» - отвечаю себе. Почему? – спросите Вы.
Все очень просто: не умеет человек быть свободным, очень часто делает неправильный выбор. Свобода одурманивает человека, и идет он, понимается по лестнице, ведущей…вниз. Ему кажется счастьем то, что он выбирает. А что в наше время выбирает человек? В основном то, что не требует никаких душевных затрат: удовольствия, развлечения, спиртные напитки. Хорошо, если только это. Страшнее – обман, наркотики, убийства, грабежи, т.е. равнодушие.
А счастье-то совсем в другом. Если бы на один день я смогла стать Богом…
Но я не Бог, а всего лишь скромный учитель. И вижу свое счастье в том, чтобы повести ребятишек, которые каждый день приходят ко мне в класс, в Мир Света, радости, Счастья – в Духовный Мир. Моя задача – показать детям путь к счастью.
Думаю, что курс «основы православной культуры» поможет мне сделать это, и поможет самой стать чище и светлее, и соответствовать Образу и Подобию.
Попала я на эти курсы совершенно случайно и неожиданно для себя. Но сейчас очень даже рада, что это произошло.
Во-первых, благодаря этой поездке попала в храм к иконе Абалацкой.
Во-вторых, благодаря Вам, Ольга Владимировна, в моей голове и в моей душе воедино сложилось то, о чем я когда-то уже узнала, и то, что я не ведала. Я как будто прикоснулась к своим православным корням.
Думаю, что каждому русскому человеку это нужно знать. А учителю – в первую очередь.
Еще хотелось бы побольше узнать о других религиях, для общего развития и для того, чтобы понимать и принимать людей других вероисповеданий.
Очень жаль, что литературу и диски получилось только заказать. Уже сейчас хотелось бы по горячим следам прочитать и посмотреть.
Спасибо, очень благодарна за эту встречу.
Добрицина Елена Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 г. Муравленко
Разрушение духовных и нравственных идеалов привело современный мир к величайшим социальным и природным катастрофам. Я не берусь анализировать причины и состояния, которые привели к такой ситуации.
Общество решило повернуть обстоятельства, понимая, что только духовность может спасти мир. Духовность обычно формируют религия и образцы искусства. Она не может возникнуть в человеке сама по себе. Мы должны воспитывать духовность. Воспитание подразумевает воздействие на тело, душу, дух. С телом более или менее понятно, сложнее обстоят дела с душой и духом.
В рамках предлагаемого курса мы должны воздействовать на душу (а иначе зачем этот предмет). Но каким образом мы можем это делать?. И имеем ли мы на это право?
Бог определил для воспитания души и духа семью. Утро, день, вечер, ночь, ежедневно, всегда идет воспитание души и укрепление духа. Каким образом учитель имеет возможность выполнить эту задачу? Выбрав любой модуль, мы не решим этой проблемы. Если только познакомить детей с религией, как частью культуры, то можно выбрать модуль «основы мировых религий», но воспитательности он не имеет.
Личность учителя должна соответствовать задачам, возложенных духовно-нравственным воспитанием. Не случайно об этом говорит и Д.А. Медведев в своем обращении: «Гражданская позиция школьной администрации, совместно со всем коллективом, будет решающей в успешности духовно-нравственного воспитания школьников» (примерная цитата).
Далее вопрос учебников. Лично меня они не вдохновили, а возмутили своей шаблонностью. Сухой текст не способен повлиять на душу.
Вопросов возникло много. Сомнения, неуверенность. Но если мы, наше общество стали задумываться и предпринимать какие-то шаги, значит не все так безнадежно. И дай нам Бог мудрости, чтобы мы не прошли мимо Тебя, своими земными путями.
Оксфордский профессор М. Мюллер справедливо критиковал систематизацию религий на истинные и ложные. Подобная схема не могла возникнуть в результате серьезных научных осмыслений, но является воплощением свойственного человеку бессознательного стремления к самоопределению по принципу «свой-чужой». В этом случае собственные верования всегда будут истинны, в то время как представления и обычаи других народов однозначно предстают ложными. Мысль мне очень понравилась. Она из диссертации Т.И. Борко «Эволюция мифа: на пути становления религиозного мировоззрения».
Рябцева Виктория Васильевна,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 8 г. Ноябрьск
Курсы по «Основам религиозных культур и светской этики» я бы назвала «живой источник», который помог разобраться в вопросах:
а) изучение светской этики;
б) изучение модулей религиозных культур.
Мое мнение: такие курсы надо проводить для педагогов всех профилей и направлений, так как полученные знания расширяют кругозор, проникают в сознание, совершенствуя духовное состояние, четко и доступно раскрывают ответ на злободневный вопрос: «А в чем же смысл жизни?» Дух-душа-тело; ум-мудрость-премудрость. Как важно понять вот такие истины!
Ольга Владимировна и Александр Владимирович! Я хочу Вас поблагодарить за вдохновение, которые Вы смогли передать нам, за информационный материал, который мы получили от Вас и надеюсь, будем использовать в своей работе. Хочу сотрудничать с Вами, учиться у Вас и с Божией помощью полученные знания передавать другим.
Спасибо вам огромное! С уважением
Диденко Ольга Николаевна,
Зам. директора по воспитательной работе
МОУ СОШ № 7 г. Губкинский
Когда мне предложили пройти курсы по «Основам религиозных культур и светской этики», я представления не имела о чем пойдет речь. Слышала «краем уха», что проводят эксперимент по апробации данного курса. Лекции Ольги Владимировны привели мои мысли в порядок, я разобралась: в чем смысл данного курса. Хотелось бы отметить, что лично для меня они были значимы, на многие вещи я стала смотреть с другой стороны. Приобрела фактические знания, про которые раньше даже не имела понятия. Конечно, нельзя сказать, что я стала полностью «подкована» ими, но некий сдвиг в этом направлении сделан. Я стала интересоваться данной проблемой, искать литературу. Надеюсь, что такие курсы еще будут проводиться, и теперь я буду на них присутствовать, как человек понимающий проблему.
Сейчас я имею представление о целях данного курса, о том, что представляет собой каждый модуль, о литературе, которой можно пользоваться, о той, которая не несет правильных знаний. Знаю с чего начать введение данного курса (с родительского собрания), как организовать эту беседу, о чем говорить с родителями. На курсах я познакомилась со структурой курса «ОРКиСЭ», узнала основные принципы его концепции, нашла подтверждение того, что данный курс имеет огромный воспитательный характер.
Романова Инна Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 11 г. Ноябрьск
Я родилась на Украине, училась в советской школе, воспитывалась в семье атеистов, была активной пионеркой, комсомолкой. Церковь не посещала. В нашей Львовской области проводилось открытое гонение на верующих детей и их родителей. Во время Пасхи возле церкви стояли представители райкома партии, учителя и записывали фамилии детей, идущих в церковь с куличами. А на следующий день этих «провинившихся» учеников ругали, стыдили на школьной линейке перед учащимися всей школы. Могли исключить из пионерской или комсомольской организации. Конечно, я боялась последствий и не стремилась идти к Богу.
Только в 90-е гг., будучи сформировавшейся личностью, мои взгляды на религию стали меняться. Мы покрестили дочек (одной было 12 лет, а другой 6 лет), я начала соблюдать православные праздники (я крещеная, моя бабушка с родной тетей втайне от родителей крестили меня. Отец был коммунистом). Уже свободно, не боясь последствий, стала посещать богослужения в церкви с 19876 года, когда переехала жить в Ноябрьск. Да и молитвы выучила только тогда, когда сложились трудные жизненные ситуации.
Сейчас я полностью изменила свое отношение к православной религии, постоянно хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. А вот Новый Завет не читала, получала информацию о религии из других источников массовой информации. Только благодаря курсам «ОРКиСЭ» мне захотелось прочитать Новый Завет, изучить историю возникновения православной религии и мировых религий.
Все преподаватели, читающие на курсах, изложили нам огромный материал для введения в школах модулей «ОРКиСЭ». Особенно хочется поблагодарить Ольгу Владимировну Розину за демонстрацию интереснейших презентаций, за прекрасные лекции, за методическую литературу. Я для себя открыла много нового, неведомого из истории возникновения православной культуры, из жизни святых. Теперь, посещая храм, я совсем по другому смотрю на иконы, мне стало многое понятно. Ольга Владимировна пробудила интерес к паломничеству. Мне захотелось посетить исторические православные монастыри, расположенные в нашей Тюменской области.
В своих лекций О.В. Розина дала полное представление об основных понятиях христианства, православной Церкви, православной культуры и народного благочестия.
Благодаря этим курсам у меня появился интерес к преподаванию в школе (в 4-м классе) одного из модулей, а именно – «основы православной культуры». Без посещения курсов я бы не решилась учить детей по данному предмету.
Всем преподавателям и организаторам курсов «Основы религиозных культур и светской этики» огромнейшее спасибо!
Ярош Галина Романовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 5 г. Ноябрьск
Учились не напрасно мы,
Ведь курсы эти классные.
Спасибо школе этой,
Встречали нас с рассветом.
Для нас комфорт сумели
На полторы создать недели
А главное что столько
Владимировна Ольга
Делилась с нами опытом,
Терпела нас без ропота.
Ее советы с пользою
В работе мы используем
Хоть Оля – дама строгая.
Но доброты так много в ней!
Не поучает. Учит!
Светла, как солнца лучик!
А как без Ольги Розиной
Теперь прожить бы с пользой нам?
Пришел черед самим работать
Без Вашей чуткости, заботы
Вы нас не забывайте,
Почаще приезжайте.
Мы с Вами всей душою
Спасибо вам большое!
Магилева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ № 3 г. Муравленко