Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Воспитание ответственного родительства

Розина О.В., к.и.н., доц. МГОУ и ПАПО
Воспитание ответственного родительства
Несомненно актуальной в сфере заботы о семье и детстве является приоритетная постановка таких проблем, как противодействие абортам, поддержка многодетных семей, помощь детям, оставшимся без попечения родителей и законодательное обеспечение решения данных вопросов.
Вместе с тем следует отметить, что сам список и содержание данных проблем – результат системного духовно-нравственного кризиса нашего общества. Со всей очевидностью следует признать, что кризис будет продолжаться до тех пор, пока в обществе и во всех властных структурах не произойдет осознание важности решения проблемы аксиологического выбора между ценностями постмодернистского общества потребления и ценностями духовно-нравственного развития личности. Не может быть убийств нерожденных детей, неподдержки многодетных семей, роста детских домов и приютов в социуме, где статус матери и отца являются уважаемыми и почетными, где материнство и отцовство воспитываются с самых ранних лет.
Поэтому забота о семье и детстве не может ограничиваться лишь охранительными и попечительными мерами. Следует обратить внимание и на меры стратегического характера, так без их постановки и выработки путей реализации не может быть перспективного решения проблемы поддержки семьи и детства. Это, прежде всего, воспитание в детях и подростках уважения к матери и отцу, формирование ответственного родительства, основанного на традиционных для нашей страны православных ценностях, в противовес современной практики разжигания якобы объективно имеющего место конфликта поколений (отцов и детей) и попустительства дивиантного материнства и безответственного отцовства. Без целенаправленной и систематической работы по воспитанию ответственного родительства общество обречено на духовно-нравственную деградацию и физическое уничтожение. В настоящее время проблема формирования нравственных идеалов у молодежи приобрела особую актуальность, так как жизненный выбор современного человека определяют идолы массовой культуры: их ценностная позиция легко усваивается и создает соответствующий тип поведения, что приводит к нарушению главного принципа педагогики – воспитание на положительных примерах.
В этом аспекте следует обратить внимание на два направления – работу средств массовой информации и работу общеобразовательных школ и иных учебных заведений.
Несколько слов о первом – работе СМИ. Видимо в нашем документе следует отразить озабоченность педагогической общественности содержанием целой серии телевизионных передач, а также современных фильмов, в которых заведомо искажается характер межличностных отношений юношества, семейного воспитания, пропагандируются, порой открыто, различные формы разврата и насилия, что не может не отразиться на воспитании ответственного материнства и отцовства. Вместе с тем следует продумать систему поощрительных мер для тех авторских коллективов, которые создают творческий продукт, воспитывающей у детей и юношества уважительное отношение к материнству и отцовству. Особенно следует озаботиться созданием учебно-методических материалов для различных звеньев системы образования, в том числе дающих возможность работы педагогов не только с детьми, но и с родителями учащихся.
О втором направлении – работа общеобразовательной системы. Школа – это единственный социальный институт, через который проходят все граждане нашей страны. Поэтому от содержания образования напрямую зависит будущее государства. Наиболее актуальной проблемой ныне является разработка и принятие Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в которых предусмотрена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В рамках нашей встречи хотелось бы обратить внимание на три обстоятельства, для включения выводов из этих наблюдений в проект решений нашего собрания:
1.                      Предотвращение попыток сведения данной предметной области к преподаванию лишь «Основ православной культуры», в том объеме и содержании как это проводится сейчас в рамках экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». С этой целью инициирование различных мер по привлечению родительской общественности к широкому и гласному обсуждении основного содержания Образовательных стандартов – на родительских собраниях, в родительских комитетах и иных общественных родительских организациях. Родители имеют приоритетное право на воспитание своих детей, однако, эта истина и юридическая норма забывается, а Образовательные стандарты принимаются, фактически, без открытого и гласного общественного обсуждения в условиях политики замалчивания их основного содержания.
2.                      В современных условиях демографического кризиса и деградации семейно-брачных отношений важным является содержание новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». В частности, в содержательной части необходимо предусмотреть проблематику, связанную с формированием ответственного материнства и отцовства, восстановлением в сознании детей и подростков семейных ценностей, жертвенной любви на основе благочестивых идеалов наших предков.
3.                      Учитывая стратегические образовательно-воспитательные задачи по формированию ответственного родительства, следует обратить внимание на необходимость включения специальных учебных программ (или курсов) в педагогические колледжи и вузы, а также систему повышения квалификации педагогов по проблемам духовно-нравственного образования и воспитания.
В заключение для нашего размышления хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями. При помощи центра «Наука и Слово» среди студентов МГОУ - будущих педагогов - было проведено статистическое исследование по проблемам семьи и брака. Оно выявило интересную тенденцию.
Сожительство без регистрации брака считают допустимым, нормальным и возможным 78% опрошенных, только чуть более 33% респондентов считают, что жизнь человека начинается с зачатия. Несмотря на очевидное оправдание добрачных отношений, анкетирование все же показывает явное стремление к обретению семьи и сохранению ее, как значимой жизненной ценности. В перечне различных жизненных приоритетов – личное здоровье, получение высшего образования, финансовое благополучие, дружеские связи, успешная карьера, развлечения хорошие семейные отношения занимают 1 и 2 место у 69% молодых людей. При этом только 54% опрошенных могут считать образцом семью своих родителей, а на вопрос о литературном или историческом идеале семьи ответов практически не было, то есть изучение современными школьниками предметов гуманитарного цикла не решает проблем формирования этого идеала.
Таким образом, наши дети хотят иметь хорошую семью, но семьи ни своих родителей, ни литературно-исторических героев не могут дать образец для подражания. В этих условиях воспитание ответственного родительства является крайне актуальной задачей и стратегическим направлениям в деле охраны семьи и детства. Причем в этом воспитании нуждаются не только наши дети, как будущие отцы и матери, но просветительскую работу необходимо проводить и среди нынешних родителей на основе критериев истины и правды Православия.
 
Данные предложения были озвучены в выступлении на «круглом столе», проходившем 22 февраля 2011 года в гостиничном комплексе «Даниловский» здесь
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь