Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Формирование семейных ценностей на уроках православной культуры

В настоящее время в ряде регионов в общеобразовательных школах введено изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Необходимо отметить, что предмет «Основы православной культуры» ведется факультативно в некоторых общеобразовательных школах, например в Московской области. Содержание этого предмета базируется на культурологическом подходе. Такой подход предполагает, прежде всего, знакомство учащихся с основными достижениями русской культуры: духовно-нравственными основами мировоззрения наших предков, литературными, архитектурными, иконографическими произведениями. Предмет «Основы православной культуры», кроме познавательных целей имеет и более высокую задачу – духовно-нравственное воспитание. Очень важно раскрыть перед учащимися духовный мир православного человека. На уроках православной культуры необходимо изучать темы, связанные с нравственной культурой православия и этикой семейной жизни.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом занимаются как государственные, так и общественные институты.
Общество, семья и культура неразрывны. Сегодня, когда практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, а средства массовой информации стремятся извратить нормы отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, большинство молодых людей лишены представлений о счастливой жизни в семье, а многие молодые люди вообще не хотят вступать в брак. Между тем, главную роль в формировании духовно-нравственного потенциала личности ребенка всегда играла, прежде всего, семья. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос нормальным человеком, был хорошим гражданином, создал семью. Семейное благополучие не рождается из формальной соединенности в браке. Оно требует душевных усилий, желания и умения реализовать себя в лучшем. Знание нравственных основ и этики семейной жизни поможет будущим родителям правильно воспитать своих детей.
Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия. Первые переживания чувства Родины связаны с природой родного края, с тем своеобразием ее ландшафта, в которые был погружен человек с малых лет. Родина – это не абстрактное понятие, а конкретное ощущение неразрывности с родными и близкими людьми, с тем пространственным окружением, которое сформировало характер и подготовило выход во взрослую жизнь.
Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой. К сожалению, очень часто взрослыми ответственное искусство – воспитание детей недооценивается. Родители – первые учителя и духовно-нравственные наставники своих детей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Воспитание – это творчество. Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей – это иллюзия, изоляция родителей от детей. Природа не терпит пустоты. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне. Часто родители говорят о детях: «А что я с ним сделаю, он меня не слушает». Дети жалуются, что родители их не понимают. А что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие? А что сами родители сделали для того, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Уютно ли им дома, понимают ли их там? К сожалению, многие родители рассматривают своих детей как движимое имущество, как форму собственности и совершенно не занимаются их воспитанием. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей?
Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-нравственную, отечественную традицию может стать семья. Дома человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать.
Ребенку совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а все отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребенку часто порождают у него страх, настороженность, а потом жестокость и агрессию.
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать.
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви, семейных традиций. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым.
Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Любовь к чему-либо (к Родине, к человеку) начинается с любви в семье, именно в семье человек проходит школу любви. Семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью.
У православного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение – личные интересы.
Важно, чтобы сами родители были интересными личностями. Часто ребенок видит какого-то скучного отца, с которым не о чем поговорить, который лежит на диване или сидит, уставившись в телевизор. Детям необходимы любовь, забота, внимание родителей.
Необходимо помнить, что воспитание невозможно без идеологии, мировоззрения. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали и иерархии ценностей. Важно какими идеями мы воспитываем наших детей. Душа ребенка требует примера для подражания.
Учащиеся на уроках православной культуры должны знакомиться с такими понятиями, как «долг», и «ответственность», со своими будущими обязанностями отца или матери и с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознание ценности семьи.
В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества, как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В нормальной семейной жизни искореняются ростки эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания.
На практике подготовка к семейной жизни может быть выражена определенными предметами, такими, как освоение домашнего труда для девочек и мальчиков, изучение традиционного уклада жизни нашего народа. Особую роль играет знакомство с жизнью святых людей, выдающихся личностей и героев нашего Отечества, их детством и особенностями воспитания в семье.
Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-нравственную, отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый выпускник школы сам должен быть носителем традиции и культуры.
Какие основы и ценности мы можем выбрать для семейного воспитания? Для России, для русских это обращение к христианским, православным корням своей нравственности. На уроках православной культуры учащимся необходимо давать темы о семейной жизни и о роли семьи в истории Российской культуры, где рассматривались бы культурологические, исторические, социальные аспекты семейной жизни и психологические закономерности супружества.
На уроках желательно рассмотреть следующие вопросы:
 
Значение семьи в жизни человека и общества.
Понятие семьи.
Семья. Предназначение семьи. Функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовная, социокультурная. Отчий дом. Передача культурного наследия, традиций. Родословная.
1.2. Роль семьи в русской истории и культуре.
Семья в Древней Руси. Семья в XVI– начале ХХ в.в. Семейный быт различных сословий. Семья в советское время. Изменение семейного быта. Кризис семьи. Нравы Российской семьи. Знаменитые благочестивые семьи: Ярослав Мудрый, Хомяковы, Киреевские, Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др.
1.3. Роль семьи в воспитании личности.
Психология личности. Дух, душа, тело. Формирование личности. Факторы формирования личности. Уклад семейной жизни – основа выработки ценностных ориентаций. Семейные добродетели.
Особенности межличностных отношений юношества.
Юношество.
Юность и ее отличие от подросткового периода жизни человека. Формирование жизненных планов, мировоззренческие поиски. Современный юноша: понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и сохранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. Современная девушка: понятие о женственности. Девичья честь и достоинство. Ложное понимание женственности.
Коллектив и личность.
Товарищество и дружба. Осмотрительность в выборе знакомств. Дружба истинная и ложная. Воспитание ответственного отношения к своим поступкам, талантам и жизни. Влюбленность и любовь. Целомудрие.
Молодежная субкультура.
Молодежная субкультура как средство ухода от проблем, отрицание красоты и гармонии мироздания. Обманчивая притягательность зла и его разрушительность. Ложно понятая свобода и протест личности против норм нравственности и морали. Вредные привычки, их истоки и последствия.
Нравственные основы и этика семейной жизни.
Вступление в брак.
Готовность создать семью. Понимание ответственности. Любовь и забота.
Русские обычаи и традиции, связанные с браком. Особенности молодой семьи. Дети. Конфликты в семье.
Внутренний уклад семьи.
Гармония в иерархии семейных отношений. Роль каждого члена семьи. Ответственность друг за друга. Специфика семейного воспитания. Связь поколений. Важность сохранения духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений в семейном воспитании. Разлад семейных отношений: причины и последствия, возможные пути преодоления. Проблемы в воспитании детей. Эгоизм детей. Леность детей. Неуважение к старшим. Недостатки семейного воспитания.
Культура семьи.
Дом русского человека. Эстетика быта. Духовно-нравственная жизнь семьи. Семейный досуг. Культура общения. Чтение. Творчество. Путешествия. Гостеприимство. Концерты. Праздники. Телевидение. Компьютер. Музыка.
На занятиях учителям следует активно использовать аудио и видеоматериалы, иллюстрации, привлекать литературные сочинения различных жанров. Можно использовать записи бесед священника Илии Шугаева с последующим глубоким обсуждением проблемы с учащимися (например, фильм-беседа «Секреты семейного счастья». Фильм первый «Внутренний уклад семьи», фильм четвертый «Романтика любви: желанная и опасная»). Можно использовать фильмы беседы с психологом Ириной Ботневой («Как ребенка вырастить счастливым?»), фильмы-беседы с психологом, педагогом, переводчиком и драматургом Татьяной Шишовой («Истинные причины разводов»), а также просмотр короткометражных фильмов-призеров всероссийских кинофестивалей «Семья России» (2004, 2005, 2006, 2007). На занятиях можно использовать диски с циклами бесед с мультимедийным сопровождением протоиерея Владимира Янгичера «Духовные основы русской культуры» (Сергиев Посад, НИЭЦ «Наука и Слово» 2010). Материал дисков может быть использован как наглядное методическое пособие для учителей, воспитателей, лекторов, миссионеров при проведении бесед с детьми и молодежью на темы духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время необходимо воспитывать в детях нравственные качества, необходимые в семейной жизни.
 
Рекомендуемые для чтения учебные пособия и книги о семье
 
Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. Изд.4. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»).
Евмений, игумен.. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008
Культура семьи: Учебное пособие / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья)
Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
Розина О.В. Духовные основы русской культуры. Пособие для учителей в 3 книгах со словарем и DVD диском. – М.: Наука и Слово, 2009
Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. ­– Клин, «Христианская жизнь», 2006.
Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, «Христианская жизнь», 2007.
Шугаев Илья, священник. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007
Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.
Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.– М., 2000.
Кутикова Н.А.,канд.культурологии, доцент ПАПО
 
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь