Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Роль родителей в преподавании православной культуры и духовно-нравственном воспитании

Роль родителей и семейного воспитания в духовно-нравственном становлении личности ребенка является определяющей, так как семья – это не группа по интересам или временный трудовой коллектив, а духовная общность, единый духовный организм. Поэтому взаимодействуя с ребенком, учитель сталкивается с семьей, иерархией ее ценностей, отношением к цели и смыслу жизни. В деле воспитания школа призвана лишь быть единомышленником семьи, ее соработником и помощником.
Однако современное состояние семьи, как духовного организма и общественного института характеризуется как кризисное, а отношения семьи и школы в деле формирования нравственного здоровой личности деформированы. Школа, зачастую, вместо помощника в деле семейного воспитания вынуждена брать на себя всю ответственность за духовно-нравственное здоровье ребенка, при этом не обладая теми возможностями, которые есть у семьи. Например, вечностью и кровно-духовным родством.
Кризисные явления семейной жизни носят многогранный и разноплановый характер. Это и разрушение нравственных представлений о браке, его вечности и нерасторжимости. Это и повреждение устоев семьи и иерархии ее ценностей. Это и утрата традиционного восприятия родительства и детства. В науке даже появился новый термин – девиантное материнство. Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Следствием кризиса семьи становятся многочисленные проблемы детства, вызванные в целом нездоровой духовно-нравственной атмосферой в семье.
Общественная система воспитания и образования не может изменить ситуацию, так как базисные основы духовно-нравственного здоровья личности формируются в семье всем образом ее жизни и иерархией ценностей. Но эта система может хотя бы показать на различных образцах истории и художественной культуры те ценности, которые утрачены в современной семье. Неслучайно поэтому в Федеральных образовательных стандартах второго поколения предусмотрено введение новой образовательной области – «Духовно-нравственная культура», а в 19 регионах страны началась апробация нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В этой связи возрастает ответственность родителей при выборе того или иного модуля этого предмета: основ православной, мусульманской, иудейской буддийской культуры мировых религий или безрелигиозной этики.
На практике оказалось, что этот выбор имеет ряд объективных трудностей: не знание и не понимание родителями сущности различных религиозных традиций на фоне использования административного ресурса органами образования и руководства учебным заведением. В таких условиях выбор родителей из добровольно-сводобного превращается вынужденный и реализуется по принципу «как все».
В этой ситуации школа вынуждена заниматься просветительством родительской общественности, разъясняя воспитательные цели нового предмета. Его формы различны – классный час, индивидуальная беседа, совместная подготовка к праздникам и т.д.
Одна из проблем, возникающая на этом пути, наличие противоречия между желаемым результатом и собственным мировоззренческим выбором. Родители зачастую готовы принять аргументацию учителя или классного руководителя в пользу необходимости изучения ребенком той или иной религиозной культуры, желая видеть свое чадо послушным, почитающим и уважающим старших, но сами не готовы дать пример такого отношения к Богу и ближнему. Это приводит к нарушению главного педагогического принципа – воспитание на положительном примере, без которого утрачивается смысл самого воспитания.
Среди студентов-историков, будущих педагогов, нами было проведено анкетирование по проблеме семейных отношений и нравственного идеала. Оказалось, что 46% респондентов не могут считать семью своих родителей образцом своей будущей семьи. Более того, удивительно, что на вопрос о литературном или историческом идеале семьи ответов практически не было, то есть изучение современными школьниками предметов гуманитарного цикла не решает проблем формирования этого идеала. Только 16% опрошенных привели примеры из отечественной истории и литературы, около 37% идеальными назвали семейные отношения зарубежных героев, что само по себе наводит на некоторые размышления. А самое главное – 47% респондентов вообще не видят для себя никаких идеалов, многие из них написали, что «в любовь не верю» и «любви нет». Нас уже не удивляет, что сожительство без регистрации брака считают допустимым, нормальным и возможным 78% опрошенных, не понимая того, что в таком союзе жертвенная любовь – основа семьи – не может даже возникнуть. Но при этом в перечне различных жизненных приоритетов – личное здоровье, получение высшего образования, финансовое благополучие, дружеские связи, успешная карьера, развлечения хорошие семейные отношения занимают у 40% респондентов 1-е, а у 29% - 2-е место, то есть 69% молодых людей определяют для себя семейные ценности как наиболее значимые в жизни.
Получается некий порочный круг: у молодежи присутствует мотивация создания семьи, как важной жизненной ценности, но избранный путь (сожительство без брака) – безнравственный и тупиковый, при этом ни родители, ни исторические и литературные герои не могут дать образец для подражания. Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах не только удержать юных от порока, но часто провоцирует к безнравственному поступку.
Этот круг может быть разорван только путем восстановления подлинной гармонии и иерархии семейных отношений, основанных на прочных традиционных основах. Поэтому приобщение к традиционным православным ценностям и духовно-нравственной культуре имеет важное значение не только для детей, но и для их родителей, что создаст условия для возрождения семейного воспитания и возрастание его роли в духовно-нравственном становлении личности. Православная культура – предмет, который помогает в формировании ответственного родительства, способствует возрождению традиционных семейных ценностей, помогает каждому члену семьи определить свою роль, в наибольшей степени способствующую реализации жизненного предназначения каждого члена семьи. Родители несут ответственность за тот опыт, который получать дети в семье. В семейных отношениях не может быть гармонии, если нарушено или искажено то или иное звено в иерархии семейных ценностей, которые уже давно определены в православной культуре:
·                   добрачное целомудрие,
·                   «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф.5,22)
·                   «мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5, 215)
·                   «почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20,12)
·                   «и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6,4)
Итак, роль родителей в духовно-нравственном воспитании является определяющей: именно от их мировоззренческого выбора зависит будущее их детей, а в конечном итоге, и благополучие Отечества.
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь