Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Духовно-нравственная культура в общеобразовательной школе и профессиональная компетентность педагога

Духовно-нравственное состояние современного общества уже давно характеризуется как кризисное, выход из которого видится в создании системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности и нормы общежития. Проблема мировоззренческого выбора, как реализация свободы человеческой личности, отражается в проекте Федеральных государственных стандартов второго поколения - главном государственном документе для педагогического сообщества России, где предусмотрено создание в общеобразовательной школе новой образовательно-воспитательной области – «Духовно-нравственная культура». Его апробация уже началась в системе начального образования.
В научно-педагогической среде и административно-управленческом корпусе продолжают оставаться спорными структура этой области, ее состав и возможности реализации, но всем участникам дискуссий очевидно, что школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России, и положение образовательно-воспитательного процесса в ней является своеобразным индикатором ценностного и нравственного состояния общества. Формирование патриотизма и гражданственности, воспитание уважения к традициям и культуре, бережное отношение к окружающим людям и природе невозможно в бездуховном и безнравственном пространстве.
В президентском Послании Федеральному собранию указывается, что «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Правительственная инициатива «Наша новая школа», разработка которой ведется с 2009 года, призвана стать, по словам Дмитрия Анатольевича Медведева, «не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества».
С 1 апреля 2010 года в 19 регионах страны началась апробация нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который включает 6 модулей – основы культуры традиционных религий России – православия, ислама, буддизма и иудаизма, а также мировых религий и безрелигиозных этических систем. Кризис духовно-нравственного состояния общества и иерархии ценностей достиг такой остроты, что эксперимент с новым предметом начался в условиях недостаточной проработанности его концептуальной основы, научно-методической базы, а самое главное - решения проблем подготовки педагогических кадров по его реализации. Вместе с тем, к 2012 году планируется введение этого предмета во всех школах Российской Федерации.
Но начало преподавание новой дисциплины – это лишь часть глубоких структурных перемен, которые намечены в рамках модернизации системы образования, а также попытка ответа на три серьезных вызова современности: глобализации, терроризма и депопуляции. Бесполезно и даже опасно сводить жизнь человека и существование общества лишь к проблеме реализации прав и свобод. В таком обществе не остается места жертвенной любви, состраданию к ближнему, совести, а труд сводится к приобретению материальных благ, но не к служению и раскрытию своего таланта и призвания. Как следует из послания президента Д.А. Медведева от 1 февраля 2010 года Святейшему Патриарху Кириллу в связи годовщиной его первосвятительского служения, главная задача нового курса – нравственное воспитание подрастающего поколения.
Нравственное воспитание начинается с привития навыка самоанализа, видения человеком своей души, ее потребностей и совестливого отношения к себе и ближним. Поэтому задача нового предмета – не в подготовке богословски грамотных прихожан и адептов традиционных религий, а в формировании навыков в решении главного нравственного выбора человека – между добром и злом в каждом конкретном случае. Собственно овладение этой наукой – принятие нравственных решений – и есть то, что необходимо любому человеку, независимо от его профессии, рода занятий, пола и возраста. Но овладение наукой – не в смысле философствования на тему «что есть добро», а формирование цельной личной мировоззренческой позиции и навыка принятия и исполнения нравственных решений, направленных на добро. Такой подход потребует серьезной духовной работы, искоренения в себе самом того, что препятствует его реализации. Ведь можно исповедовать любую красивую и мудрую философию, но себя не менять, прожить жизнь в видимом благополучии, но так и не научиться любить других людей и свое Отечество.
Воспитание не может быть бездуховным и безнравственным. Но знакомство с ценностями духовно-нравственной культуры невозможно без вхождения в религиозный мир, так как духовность – прилагательное от слова «Дух», а Дух – есть Бог.
Безрелигиозная этика пытается заменить истинное понимание духовности ее суррогатом, утверждая, что духовная личность – это лишь только образованный человек, умеющий вести себя в обществе, приобщенный к высокому классическому искусству (музыке, театру, литературе) и исполняющим золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не хочешь потерпеть сам». Но следуя этой логики, человек должен делать только то, что хочет получить от другого, а если не получает? В силу вступает юридическая норма или «закон улицы», не евангельское положение «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7,12).
В современной педагогической литературе до сих пор не определено такое ключевое понятие, как «духовная жизнь человека», а в духовную жизнь общества зачастую включают науку, образование, искусство, хотя в строгом смысле духовную сферу общественной жизни образуют две формы мировоззренческого сознания - религия и философия. Каждое мировоззрение предполагает наличие целостной, иерархически выстроенной, логически непротиворечивой картины мира и соответствующей ей системы отношений человека ко всем объектам и явлениям действительности. Поэтому система морали фактически является частью мировоззрения определенного типа, его практическим компонентом, а нравственное воспитание – практический способ реализации определенного мировоззрения, так как обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и нравственных установок в соответствии с определенным типом мировоззрения.
Духовно-нравственная культура – это предмет, прежде всего, о внутреннем мире человека, мотивах его нравственного выбора, путях коррекции этого выбора и мерах помощи в поиске полезного для духовного здоровья выхода из нравственного тупика. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека.
Но готов ли современный педагог к реализации таких целей предмета? Обладает ли он достаточной профессиональной компетенцией? Согласно анкетированию, проводимому в Московском регионе с 2003 года среди слушателей курсов повышения квалификации по «основам православной культуре», 92,5 % респондентов считают себя православными. Но при этом семейная жизнь без регистрации брака возможна для 36% опрошенных, только 64 % считают аборт убийством, а 59% не могут определить своего отношения к обману и измене.
В учебных пособиях по педагогике указывается на то, что «педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным» (В. Сластенин). В педагогике действует гидромеханический закон сообщающихся сосудов, а ответственность профессии заключается в том, что педагог вводит детей в тот мир, который исповедует сам. Это имеет особое значение для уроков по духовно-нравственной культуре, ведь ее преподавание не сводится к информации в каком году, по проекту какого архитектора и в связи с каким исторически событием был построен храм напротив дома, а призвано изменить атмосферу в доме, сделать ее чище и добрее.
Новый предмет – духовно-нравственная культура – требует от учителей особого подхода, широкого кругозора и житейской мудрости. Вместе с тем в сложившихся условиях, когда в педагогических высших учебных заведениях страны не разработаны и не внедрены стандарты нового предмета, будущий учитель лишен возможности получить знания о его сущности, так как в базисных учебных планах вузов нет альтернативы безрелигиозной антропологии и светской педагогике. В новых условиях такое образование является функционально неполным. Еще труднее педагогам со стажем: их мировоззрение формировалось в эпоху безраздельного господства атеизма. В этих условиях единственно возможной формой получения необходимых знаний, приобретения умений и навыков преподавания этой дисциплины становятся лишь краткосрочные курсы, на которых учитель пытается повысить квалификацию, которую не имеет. А также дальнейшая самоподготовка, что при отсутствии базовых знаний по предмету вызывает серьезные трудности.
За последние годы в различных регионах страны в государственной системе послевузовской подготовки (в институтах повышения квалификации, региональных институтах образования и т.д.) накоплен немалый опыт проведения курсов повышения квалификации по предмету с условным названием «основы православной культуры». Их общими чертами являются:
·         краткосрочность, обусловленная государственными нормативами для факультативных и дополнительных предметов;
·         разноплановость (отсутствие единых программ), что связано уровнем подготовки самих лекторов и руководителей этих курсов;
·         различное по степени участие священнослужителей в проведении занятий.
Опыт совместного служения светских педагогов и священников на ниве духовного просвещения оказался весьма плодотворным: в ряде регионов сложилась многолетняя практика такого сотрудничества, определились ее формы и содержание. Это было особенно важно в начальный период, когда проходила массовая ликвидация духовной безграмотности, и только Церковь смогла сохранить традиционные ценности в условиях безбожной действительности.
Отрадно отметить, что в марте этого года и в Вашем регионе также были успешно проведены совместные курсы, организованные органами образования и Церковью. Они проходили в Нефтеюганске на основе программы светских ученых, занявшей в 2009 году I место в Уральском Федеральном округе на конкурсе «За нравственный подвиг учителя», а затем ставшей победителем Всероссийского этапа этого конкурса в номинации «Педагоги высшей школы – средней». Основное содержание программы проходило апробацию с 2003 году в Подмосковье, а также в других регионах страны. На ее основе было написано пособие для учителей «Духовные основы русской культуры», получившее ряд высоких наград, в том числе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Российской академии наук.
Полагаем, что такая совместная работы Церкви и высшей школы имеет добрые плоды и служит общей цели духовно-нравственного оздоровления общества, а также способствует формированию профессиональной компетентности педагогов предметов духовно-нравственного цикла.
Полагаем, что каждый педагог независимо от базовой специальности должен иметь начальные знания по проблемам духовно-нравственной культуры, а поэтому закончить хотя бы краткосрочные курсы по ликвидации духовной безграмотности.
Полагаем также, что следует продумать вопрос и более длительной подготовке педагогических кадров, например, через систему переподготовки, рассчитанной на 1,5-2 года обучения.
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь