Тезисы выступления О.В. Розиной на конференции История Великой Отечественной войны
Тезисы представляют собой покадровые комментарии к мультимедийной презентации.
Воспитание не может быть бездуховными и безнравственным. Нельзя «сеять» (воспитывать, взращивать) неразумное (глупое, абсурдное), недоброе (злое, зловещее), невечное (временное, преходящее)
Задача школы не только в том, чтобы оказать «образовательные услуги» и дать ученикам сумму знаний, но и
* воспитать гражданина и патриота нашей Родины, способного и готового служить её развитию и процветанию
* сохранить преемственность духовно-нравственных воспитательных идеалов
* передать будущим поколениям традиции предков в их героическом служении Отечеству.
Духовно-нравственное воспитание – передача учащимся системы нравственных ориентиров и базовых духовных ценностей народа. Основой духовных ценностей является мировоззрение человека, его личный нравственный выбор в конкретной жизненной ситуации.
Ключевое значение в воспитании имеет нравственный идеал. Страницы истории нашего народа дают многочисленные примеры трудовых и ратных подвигов предшествующих поколений, образцы гражданственности и патриотизма, любви к Отчеству, верности и веры.
В педагогике действует три объективных закона:
* «сообщающихся сосудов»;
* воспитание на положительном примере;
* педагог вводит детей в тот мир, который исповедует сам.
Из этих законов следует, что учитель
* должен знать больше, чем ученик и постоянно повышать профессиональную компетентность;
* быть для ученика положительным примером в мыслях, действиях и поступках;
* иметь цельное мировоззрение, которое исключает эклектизм суждений, непоследовательность действий, противоречивость поступков.
С 1 апреля 2010 года в 4-х классах в 19 регионах страны началась апробация нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» Он включает 6 модулей:
*основы православной культуры;
*основы исламской культуры;
*основы иудейской культуры;
*основы буддийской культуры;
*основы мировых религиозных культур;
*основы светской этики.
К 2012 году планируется распространение результатов апробации на все регионастраны
Как ведется подготовка учителя к преподаванию нового предмета?
В стране отсутствует система целенаправленной и длительной профессиональной подготовки педагогов к реализации данного государственного и социального заказа.
Учитель получает знания о новом предмете лишь на краткосрочных курсах повышения квалификации.
9 апреля 2010 года в Красногорске состоялась встреча с руководителями муниципальных органов управления образованием. В своем выступлении Министр образования Московской области Лидия Николаевна Антонова поставила задачу проведения «системной работы по подготовке педагогических кадров данной специализации». Полный текст выступления: http://www.mo.mosreg.ru/address_to/
Министерством образования Московской области определены три базовые учреждения высшего профессионального образования, «в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации»:
* Московский государственный областной университет (МГОУ);
* Педагогическая академия последипломного образования (ПАПО);
* Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (Коломна, МГОСГИ)
Как указано в выступлении Министра образования Л.Н. Антоновой, в данных учреждениях разработано 5 программ подготовки учителей курсов повышения квалификации:
В МГОУ – 1
«Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие) В ПАПО – 3
1.«Духовные основы русской культуры»
2.«Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект»\
3.«Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины»
В МГОСГИ (Коломна) – 1
«Основы православной культуры» (МГОСГИ).
В выступлении Министра образования Л.Н. Антоновой 9 апреля 2010 г. в Красногорске особо отмечено: «Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре».
Далее Министр образования сообщила: «В настоящее время подготовку прошли более 1000 педагогов (начинали мы с 50 педагогов в 2004 году). По данным мониторинга за все эти годы на базе:
* Московского государственного областного социально-гуманитарного института (г. Коломна) обучено 133 человека
* Московского государственного областного университета – 404 человека,
* Педагогической академии последипломного образования – 649 человек».
Рассмотрим подробнее три программы, разработанные в Педагогической академии, о которых говорится в выступлении Министра образования Л.Н. Антоновой 3 программыповышения квалификации педагогов
1.«Духовные основы русской культуры» (72 часа)
2.«Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект» (36 часов)
3.«Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины» (36 часов).
«Духовные основы русской культуры»Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
Автор: Розина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Московского государственного областного университета и доцент кафедры социальных дисциплин, истории и культурного наследия Педагогической академии последипломного образования.
Рецензенты:
Багдасарян Вардан Эрнестович – доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета
Кутикова Наталья Анатольевна – кандидат культурологии, доцент Педагогической академии последипломного образования
Леонтьва Татьяна Геннадиевна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой Тверского государственного университета
Осипова Таисия Васильевна – доктор исторических наук, профессор Педагогической академии последипломного образования
Ширяев Михаил Александрович – иерей, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курганской и Шадринской епархии
Янгичер Владимир Васильевич – протоиерей, преподаватель Московской православной духовной академии.
На основе данной программы в Педагогическая академия с 2003 года проводит курсы повышения квалификации для работников образования Московской области. Занятия прошли более, чем в 20 районах Подмосковья и в нескольких группах в Педагогической академии.
Программа прошла апробацию не только в Подмосковье, но и в Твери, Калуге, Ульяновске, Липецке, Ельце, Брянске, Кургане, Ханты-Мансийском автономном округе.
В 2007 году программа стала лауреатом конкурса им. проф. В.В. Болотова и была отмечена архиепископом Тверским и Кашинским Виктором специальным дипломом.
Программа «Духовные основы русской культуры» стала базовой для 500-часовой 2-х летней программы переподготовки работников образования Уральского Федерального округа. В 2009 году она признана лучшей в Российской Федерации на Всероссийском этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы средней школе».
В 2009 году по решению Педагогической академии последипломного образования и Московского государственного областного университета было издано пособие для учителей «ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ». Пособие получило гриф «Ободрено» Синодального ОРОК.
Автор пособия Розина Ольга Владимировна,кандидат исторических наук, доцент
Ответственный редакторОсипова Таисия Васильевна, доктор исторических наук, профессор
Рецензенты:
Асмус Валентин Валентинович, протоиерей, магистр богословия
Волобуев Олег Владимирович, доктор исторических наук, профессор
Леонтьева Татьяна Геннадиевна, доктор исторических наук, профессор
Янгичер Владимир Васильевич, протоиерей, преподаватель Московской Духовной академии.
В 2009 году «Духовные основы русской культуры» (пособие для учителей) получило 3 награды
Июль 2009 года «За значительные научные достижения»Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, Российской Академии наук и правительства Москвы на научном конкурсе памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) и отмечено особой наградой в номинации «Учебники и учебные пособия»;
Ноябрь 2009 года. Пособие стало победителем (I место) Окружного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Декабрь 2009 года. Пособие стало победителем Всероссийского этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» (лучшая в Российской Федерации разработка «Педагоги высшей школы – средней школе».
В 2010 году «Духовные основы русской культуры» (пособие для учителей) тало лауреатом (1 место) IV Всероссийского (с международным участием) конкурса научных работ на соискание премии им. проф. В.В. Болотова в области церковной истории и православной культуры в номинации «Ученые - школе» с вручение нагрудного знака «За усердие к наукам».
География распространения пособия для учителей «Духовные основы русской культуры» Российская Федерация: Брянск и Брянская область; Волгоград; Владимирская область; Воронеж и Воронежская область; Екатеринбург и Свердловская область; Елец, Иваново; Кострома; Курган и Курганская область; Липецк и Липецкая область; Магадан; Москва и Московская область; Мурманская область; Омск; Пермь, Санкт-Петербург; Смоленск и Смоленская область; Ставрополь и Ставропольский край; Татарстан: Елабуга, Казань; Тверь и Тверская область; Тобольск; Тюмень и Тюменская область; Ханты-Мансийский автономный округ; Чита; Ямало-Ненецкий автономный округ. Страны СНГ Республика Украина: Винница. Республика Белоруссия: Гродно. Зарубежные страны Германия: Берлин; Дания: Копенгаген; Турция: Стамбул.
Две другие программы, названные в выступлении Министра образования Л.Н. Антоновой: «Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект» (36 час.) Автор доц. О.В. Розина. «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины» (36 час.) Автор доц. О.В. Розина.
Разработаны по заданию Министерства образования Московской области в феврале 2010 года. Апробация программ началась в марте 2010 года. Курсовая подготовка ведется в двух учебных группах в Педагогической академии.
Кроме этих трех программ в 2009/2010 учебном году прошла апробация программы «Духовно-нравственное воспитание и православная культура в истории России»(72 часа) Автор доц. О.В. Розина. Курсы проводились для педагогов Воскресенского, Егорьевского, Коломенского, Луховицкого и Люберецкого районов.
Все программы являются является частью комплексной научно-методической разработки по подготовке педагогов к проведению работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на основе традиций православной культуры. Общая концепция разработана педагогами, учеными и сотрудниками центра «Наука и Слово» и предусматривает поэтапное освоение учителями-практиками содержания и методики работы с детьми и подростками по формированию православного взгляда на мир, межличностные отношения с целью свободного, сознательного и ответственного личного мировоззренческого выбора, как самих педагогов, так и учащихся.
Анализируя состояние подготовки педагогических кадров, Л.Н. Антонова отметила: «количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, не велико. Многие учителя идут на такие курсы, удовлетворяя свой личный, а не профессиональный интерес». С этим выводом нельзя не согласиться, но следует проанализировать причины такого положения. Имеют ли учителя профессиональную подготовку, достаточную для преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности?
Некоторые проблемы курсовой подготовки педагогов
* Группы формируются без учета уровня знаний слушателей по проблемам духовно-нравственного воспитания и православной культуры;
* Направление на курсы не учитывает желание педагога в будущем вести воспитательную работу с учащимися;
* Администрация ряда учебных заведений, будучи не готова к введению предметов духовно-нравственной направленности, относится предвзято к выпускникам курсов, сокращает учебные часы по данным дисциплинам.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА неподготовленности педагогов к преподаванию предметов духовно-нравственной направленности – отсутствие ДЛИТЕЛЬНОЙ и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ подготовки. Такая подготовка не ведется в педвузах, в базовых планах которых отсутствует подобная специализация. На краткосрочных курсах нельзя повысить квалификацию, которую педагог НЕ ИМЕЕТ.
ВЫХОД в отказе от логики «курса молодого бойца» и в переходе к системной подготовке и переподготовки педагогов. «Поэтому следующим направлением определена системная работа по подготовке педагогических кадров данной специализации» (Министр образования Московской области Л.Н. Антонова, 9 апреля 2010 года).