Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Урок «Любовь не делает ближнему зла» (Каин и Авель)

Гречнева Л.В., учитель СОШ п. Березняки Сергиево-Посадского района Московской области
Урок «Любовь не делает ближнему зла» (Каин и Авель)
Цель урока:
- интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности на основе изучения библейских сюжетов;
- знакомство учащихся с библейским сюжетом о Каине и Авеле;
- анализ, к каким тяжким последствиям может привести человеческое жестокосердие (на примере Каина);
- понимание учащимися того, что и сегодня благополучие и единение Руси во многом зависит от того, какое семя произрастает в нашем сердце;
- формировать у учащихся умение рассуждать, делать выводы, формировать и отстаивать свою точку зрения (логическое мышление)
Оборудование урока:
- иллюстрированные библейские сюжеты;
- икона преподобного Сергия Радонежского;
- плакат со словами обращения Сергия Радонежского русскому народу;
- плакат, изображающий любящее, доброе сердце;
- плакат с изображением жестокого сердца;
- кассета с духовными песнопениями
Ход урока
I.Повторение предыдущей темы «Грехопадение первых людей»
- Вспомните, какая была тема предыдущего урока? Пожалуйста, расскажите этот библейский сюжет.
- Как Вы думаете, какую цель преследовал дьявол, когда начал искушать Еву? В чем проявилась хитрость дьявола?
- Что ответила Ева змию?
- Какое следующее действие предпринял дьявол?
- Подействовала ли его соблазнительная речь?
- Как Вы считаете, а сегодня дьявол завидует нашей жизни, нашему духовному благополучию? Может ли он и нас так лукаво склонить к греху?
- Что нужно делать, чтобы не поддаться этим искушениям?
- Итак, совершилось грехопадение, люди нарушили заповедь Божью, согрешили? Как Вы считаете, а для чего Господь дал людям эту небольшую заповедь?
- Видел ли Господь совершаемый грех? Почему Он не предотвратил его?
- Правильно ли воспользовались Адам и Ева этим правом выбора? (Во спасение ли погубление души?)
- Подумайте, а сегодня Вы всегда правильно пользуетесь своим правом выбора?
- Адам и Ева пошли против воли Отца Небесного. Вспомните, а не совершали ли Вы в своей жизни непослушание родителям? Какие последствия имело это непослушание?
- Вместо того чтобы почувствовать себя Богом (как обещал дьявол), какие чувства стали испытывать Адам и Ева?
- Итак, первое, что увидели Адам и Ева, было то, что они наги. Как Вы думаете, почему до грехопадения они этого не замечали?
- Что ждал Господь от Адама и Евы? Но как поступили Адам и Ева?
- Могли ли они после грехопадения находиться в раю? Что вынужден был предпринять Господь? Кого Он поставил на вратах рая?
- А как поступают Ваши родители, когда Вы в чем-либо провинитесь перед ними? Для чего они это делают? Может, они Вас не любят, поэтому и наказывают?
- Кого обещает послать Господь для спасения первых людей?
- Чтобы люди не забыли этого обещания, чему их научил Господь? Кого нужно было принести в жертву?
- Итак, Адам и Ева были изгнаны из рая за непослушание, а войти вновь в потерянный рай мы можем через покаяние, послушание, смирение.
II. Объяснение нового материала
1. Вступительная беседа
Сегодня на уроке мы с Вами узнаем, как стала складываться дальнейшая жизнь людей. Запишите тему урока «Любовь не делает ближнему зла» (Каин и Авель)
Ребята, Господь удостоил нас жить на Святой земле, каждая пять которой пропитана молитвами преподобного Сергия Радонежского, великого игумена, молитвенника земли Русской. В трудное время для русского народа был послан он Самим Господом для призвания к объединению Руси. В тот далекий период Русь была раздроблена на множество самостоятельных княжеств, а между князьями (зачастую братьями) шли кровопролитные войны. Пользуясь раздробленностью Руси и междоусобицей, монголо-татарское войско неоднократно совершало опустошительные набеги на наши земли, облагало русский народ непосильной данью. Сердца русских людей ожесточились злобой, завистью, ненавистью. Душа народа была больна. В этот тяжелый период Сергий Радонежский молится о многострадальной Руси, о душах русских людей и призывает такими обращениям: «Братья, любовь имейте между собой. Если ближнего, которого видим, не любим, как можем любить Бога, Которого не видим?» и «Добротой, терпимостью, любовью скрепляйте сердца ваши, а любовь в сердце даст начало любви в семье, княжестве, государстве».
2. Рассказ учителем библейского сюжета «Каин и Авель»
И сегодня на примере библейского сюжета о двух братьях Каине и Авеле мы попробуем рассмотреть, к каким тяжким последствиям может привести человеческое жестокосердие.
После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго – Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они приносили жертву Богу: Каин – плоды земные, а Авель – лучшее животное из своего стада. У Авеля было доброе сердце. Он приносил жертву с любовью и верой в обещанного Спасителя. Жертву Авеля Господь принял, дым от его жертвы пошел к небу. Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву как обычай, без любви и страха Божия. Его жертву Господь не принял, дым от его жертвы стал стелиться по земле. Каин сильно огорчился, и поникло сердце его. Тогда сказал Господь Каину: «Почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним!» Каин не преодолел греха и стал завидовать брату, злобствовать на него. Он вызвал Авеля в поле и там убил его. Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?». На что Каин дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на земле.
- Ребята, а как Вы считаете, почему Господь не принял жертву Каина? Видел ли Он духовное состояние Каина?
- Да, Господь видел его жестокосердечие и знал, к каким тяжким последствиям это может привести. Поэтому Он обращается к Каину со словами: «Если не делаешь добро, то грех лежит у дверей, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Тем самым Он обращает внимание на необходимость укрепления воли.
- Как Вы считает, а видит ли Господь сегодня наше духовное состояние, обращается ли с такими же словами и к нам?
Давайте по этой схеме рассмотрим с Вами, как постепенно развивался грех в сердце Каина. К каким последствиям он привел? К непослушанию, огорчению, зависти, злобе, убийству, дерзости, лжи, самооправданию, нераскаянности. Часть из этих грехов повторяло грехи Адама и Евы, но и появились новые.
К сожалению, как часто в наше время по этой схеме совершается большинство преступлений. Как важно следить за тем, чтобы в нашем сердце не зародилось семя жестокосердия, от которого не смогут произрасти никакие благодатные плоды. И наоборот, если в сердце зародилось доброе, любящее зерно, то оно сможет произрастать и приносить благодатные плоды любви.
Любящее сердце никогда не приносит боль и обиду ближнему.
- Какой вывод для себя Вы сделаете из сегодняшнего урока?
3. Итог урока
Сегодня наше государство и российский народ находятся в тяжелом духовно-нравственном состоянии. С экранов телевизоров внушается жестокосердие, зависть, злоба, месть, разврат. Россия находится на грани самоуничтожения, так как смертность народа превышает рождаемость. И ее возрождение в первую очередь зависит от самого народа, от его духовно-нравственного возрождения. Давайте же все вместе сеять и растить в наших сердцах плоды любви, молитвы, покаяния, а любовь сердца даст начало любви в семье и государстве.
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь