Конспект урока по теме: «Библейские истины. Возвращение…»
Измайлова Г.Р. учитель русского языка и литературы МОУ лицей, Орехово-Зуево, Московская область
Конспект урока по теме: «Библейские истины. Возвращение…»
(из опыта преподавания элективного учебного предмета
«Основы православной культуры»)
История души человеческой, хотя бы
самой мелкой души, едва ли не любо
пытнее и полезнее истории целого народа
М. Ю.Лермонтов
Применяемые технологии:
1. Технология встречных усилий.
2.Технология межпредметной интеграции (построение учебного процесса на концептуальной основе).
3. Мультимедийные технологии.
Триединая цель урока:
1. Образовательная - расширение и углубление знаний по истории культуры, связанных с изучением основных библейских понятий.
2. Воспитательная - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из Библии, произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, кинематографа.
3. Развивающая - развитие творческого потенциала учащихся через различные виды творческих работ.
Оформление урока, оборудование:
1. Мультимедийный комплекс.
2. Магнитофон.
3. Телевизор и ДВД-плеер.
4. Выставка книг и видеоматериалов.
5. Тематическая газета «В поисках истины».
6. Репродукции картин художников.
7. Иллюстрации к Библии Гюстава Доре.
8. Фотографии кадров из кинофильма П.Лунгина «Остров».
9. Печатные материалы с основными понятиями по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
В дни Своей земной жизни Спаситель открывал людям вечные истины о Царствии Божием: «Если кто захочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мной…Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит»
Реалии современной жизни часто расходятся с правилами морали, нравственности, верой, поэтому наш сегодняшний разговор - о морально-нравственных ценностях, аксиомах, не требующих доказательств, - библейских истинах.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
Итак, тема занятия «Библейские истины. Возвращение…». Наша задача - посмотреть, как библейские мотивы, сюжеты, вечные истины нашли свое воплощение в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, в кинематографе. Сегодняшний урок - это урок-диалог, урок-исследование, урок-размышление. Не случайно в конце темы стоит многоточие, предполагающее ответ, - возвращение кого, куда, к кому.
3.Звучит романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Вопросы для обсуждений и размышлений:
·Какой основной образ прослеживается в этом стихотворении? (образ дороги, «кремнистого пути».)
· О какой дороге идет речь? (о человеческой жизни, жизненном пути.)
· У кого еще из русских поэтов, писателей в произведениях встречается образ дороги? (у Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, А.А. Блока.). Однако следует заметить, что в произведениях этих авторов речь идет об историческом, духовном пути целого народа, государства, страны.
4. Из домашнего задания. Светское и церковное толкование слова ДУША. Душа – внутренний психический мир человека, его сознание, то или иное свойство его характера. В религиозном представлении - нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. (светск.) Душа – это частичка Бога в нас, вместилище Святого Духа. Бог создал ее духовною и живою, разумною и свободною, и она составляет с телом один живой организм (духовн.)
5. Обращение к эпиграфу.
· Как вы можете прокомментировать высказывание поэта? Почему поэт утверждает, что история человеческой души интереснее истории целого народа?
· Какие ключевые слова-символы объединяют эпиграф и стихотворение? (Дорога - «кремнистый путь» - история души.)
6. Творческие работы учащихся.
· Презентация слайд-проекта «Символический образ дороги». (Закадровый текст - стихотворение Б. Пастернака «Гамлет»)
· Презентация картины «Дорога без конца…»
· Представление стихотворения «Мой путь»
7. Слово учителя.
Да, душа человеческая - это загадка, тайна. Не случайно говорят, что самое интересное путешествие, которое может совершить человек, - это путешествие внутри себя, и самые большие открытия мы совершаем, постигая собственную душу. Человек может достичь высочайших духовных вершин, а может низко пасть. А бывает и так, что после тяжкого грехопадения душа возрождается к новой жизни, ведь она бессмертна. История христианства знает такие примеры: Мария Магдалина, Мария Египетская, разбойник, попавший в Рай.
8. Из домашнего задания. Толкование слова ПОПЕЧЕНИЕ. Попечение – покровительство, забота.
Попечение о душе. Что входит в это понятие? Почему о душе надо заботиться? («Душа обязана трудиться», «…бодрствуйте, ибо не знаете часа, когда Я приду».)
9. Слово учителя.
Обратимся к Новому Завету. Евангельская притча о блудном сыне описывает историю человеческого падения и покаяния. Это некая схема пути, по которому проходит каждый из нас от греха к Богу. Эта притча справедливо названа Евангелием из Евангелий, и очень точно подмечено: если бы от Евангелий осталась только одна эта притча, то ее было бы достаточно, чтобы нам открылась неисчерпаемая любовь Божия к человеку.
10. Краткий пересказ учащимся притчи. (Музыкальное сопровождение - духовные песнопения.)
11. Слово учителя.
Многие толкователи считают, что правильнее называть «Притчу о блудном сыне» «Притчей о любоблагоутробном отце». Попробуем составить сюжетно-смысловую цепочку: грех - богоотступничество как следствие греха – покаяние - неисчерпаемая любовь Бога Отца - рассудочная «любовь» старшего сына (все слова-понятия в напечатанном виде вывешиваются на доску: богоотступничество, грех, неисчерпаемая любовь Бога-Отца, покаяние, рассудочная «любовь» старшего сына).
12. Из домашнего задания. Светское и церковное толкование понятий ГРЕХ, ПОКАЯНИЕ, ЛЮБОВЬ.
Грех – нарушение религиозных предписаний, правил, предосудительный поступок (светск.). Грех – это преступление закона Божия, то, что отсекает и отчуждает человека от Бога и от Церкви (духовн.). Покаяние – добровольное признание в совершенном проступке, ошибке (светск.). Покаяние – кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, отрицание греха всем сердцем (духовн.). Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство (светск.). Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (духовн.).
· Сравните толкование понятий. Какое более глубокое и почему?
13. Обращение к репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
· Какой момент сюжетно-смысловой цепочки запечатлен на этом полотне? (Покаяние, Любовь.)
· Как художнику удалось передать ПОКАЯНИЕ, ЛЮБОВЬ?
14. Слово учителя.
Недавно на экраны страны вышел фильм, который стал сенсацией. Казалось бы, искушенного российского зрителя, привыкшего к боевикам и триллерам, ничем не удивишь. Оказалось, что удивить можно, если говорить о вечном и о главном. Я имею в виду фильм Павла Лунгина «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли.
Попробуйте связать название фильма с образом дороги. (И дорога, и остров-символические образы человеческой жизни.)
15. Кадры из к/ф «Остров»:
кадр 1 (предательство), вывод: богоотступничество, нарушение Заповедей, один миг.
кадр 2 (покаяние), вывод: возвращение к Богу, вся жизнь.
· Почему Господь прощает о. Анатолия? (нет грехов непрощенных – есть грехи нераскаянные; Господь прощает о. Анатолия за искреннее покаяние)
· Что же объединяет библейского блудного сына и о. Анатолия? (Осознание своей греховности, искреннее покаяние, возвращение к Богу.)
· В чем проявляется Любовь Господа к о. Анатолию? (Ему дается дар прозорливца.)
16. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». (Читает ученик).
17. Слово учителя.
Дар пророчества - удел избранных; претерпевая тяжкие душевные муки, физические страдания и мучения, простой смертный становится пророком. Для чего? Для того, чтобы «Глаголом (то есть Словом Божиим) жечь сердца людей».
18. Обращение к репродукции картины А. Иванова «Явление Христа народу». (Жизненный путь и духовный подвиг Иоанна Крестителя).
· Скажите, есть ли в фильме герой, который ассоциируется с образом старшего сына из притчи? (отец Иов).
· К какому герою вы могли бы отнести призыв Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, ибо, где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (настоятель монастыря, о. Филарет).
19. Творческие работы учащихся по фильму «Остров». (Данный вид работы - часть домашнего задания).
20. Заключительное слово учителя.
Каждый человек, приходящий в этот мир, задает себе вопрос о смысле жизни, о своем предназначении, подобно лермонтовскому Печорину: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Человек создан по Образу и Подобию Божию. Образ Божий дается нам по рождении, а на то, чтобы уподобиться, дается целая жизнь - крестный путь. На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые несут крест Христа, некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, а многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который так и остался блудным сыном, а впереди - вечность.
Обращение к репродукции картины И. Левитана «Над вечным покоем».
· Какие же слова заменят многоточие после слова ВОЗВРАЩЕНИЕ?
Возвращение – возвратиться-то же, что и вернуться (возвращение грешного, уставшего, заблудшего, но все-таки вставшего на путь покаяния человека к Господу, к Отцу нашему Небесному.)
21. Домашнее задание.
Попробуйте на некоторое время остаться наедине с собой, проанализировать то, что происходит в вашей душе, и написать небольшое эссе, исходя из слов апостола Павла: «Мне не важно, что думают обо мне другие, мне не важно даже, что думаю о себе я сам, мне важно, что думает обо мне Господь».
Список используемой литературы:
Архимандрит Нектарий (Антонопулос) «Возвращение. Покаяние и исповедь». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999
Библия. Новый Завет.
Святитель Василий Великий «Алфавит духовный». Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, М., 2006
Колокольцев Е.Н., Зельманова Л.М. Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 8-9 классы. Произведения изобразительного искусства. Развитие речи. М., Дрофа, 2002.