Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

От светской к духовной жизни: из истории знаменитых россиян

Муравьев В.В., кандидат исторических наук
От светской к духовной жизни: из истории знаменитых россиян

 

  В наше время, когда обществу, и особенно молодежи, навязываются противоречащие русскому менталитету принципы «человек живет ради удовольствия», «бери от жизни все»,  «выживает сильнейший», «все можно купить за деньги», «каждый за себя, один Бог за всех», Русская Православная Церковь формирует святое чувство патриотизма на примерах жизни наших праведников, учивших любовному отношению к своей земле, народу, его православной традиции, своей стране, созданной великими трудами наших предков.
    Россия всегда была духовной цивилизацией, где религиозные представления создавали  важнейшие нравственные ценности ее народа. Русской духовной традиции глубоко чужда идея одиночества, оторванности человека от общества. По мнению русских мыслителей, человек един с Богом и миром, то есть обществом. Не западный меркантилизм, где любовь к Богу определяется деньгами и личными успехами, а любовь к ближнему, согласие, терпимость, совместная деятельность (соборность) всегда были в основе наших духовных ценностей. История знает немало примеров из жизни наших известных соотечественников, обладавших почетом и славой, которые обратились к Церкви и православному идеалу помощи обездоленным людям. Этих людей отличала не показная, а душевная религиозность и отзывчивость.
    Прославленный русский адмирал Федор Федорович Ушаков (1744-1817), проведший 40 кампаний и не знавший ни одного поражения, победитель турецкого флота, освободивший от французов Ионические острова и Южную Италию, создатель новой морской тактики и кавалер всех высших орденов, был отправлен императором Александром I в отставку. Поселившись недалеко от Санаксарского монастыря близ Темникова, он решил раздать все оставшееся у него Богу и людям. У знаменитого флотоводца проявилось много невостребованного, а вернее, недоиспользованного раньше милосердия, доброты и сердечности. На смену ратным подвигам пришли подвиги во имя любви к людям. Его дом был открыт для всех жаждущих помощи, для ищущих успокоения, для бедных и убогих. «Русский вестник» писал в 1817 г.: «Уклоняясь от светского шума, Ушаков не удалил сердца своего от ближнего. С какой ревностью служил он некогда Отечеству, с таким же усердием спешил доставлять помощь тем, которые прибегали к нему». Адмирал жил аскетической жизнью, а его истовое моление было замечено всей братией Санаксарского монастыря, где он проживал в келье, участвовал в службах, делал пожертвования. Настоятель Нафанаил назвал его «истинным христианином и верным сыном святой Церкви». Когда началась война 1812 г., его избрали предводителем ополчения Тамбовской губернии, но больной Ушаков не мог принять эту должность. «Не отчаивайтесь,- говорил он, - сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность престолу восторжествуют». В 1813 г. адмирал отдал все оставшиеся сбережения на помощь пострадавшим от войны. «Я давно имел желание, - писал он, - раздать все деньги без изъятия бедным, нищей братии, не имущим пропитания … и употребить их в пользу разоренных, страждущих от неимущества бедных людей».
    Образ жизни легендарного адмирала, его скромность, глубокая религиозность, отзывчивость, щедрая благотворительность делали его образцом жизни  для окружающих. Впоследствии его заслуги были оценены как государством, учредившим орден его имени, так и Церковью. 5 августа 2001 г. он был канонизирован  как святой праведный воин.
    Всем известны имена четырех братьев Орловых, сподвижников императрицы Екатерины II, среди которых выделялся решимостью и отвагой граф Алексей Орлов. Человек сильных страстей, он стал во главе заговора в пользу Екатерины, собственноручно убил бывшего императора, уничтожил турецкий флот в Чесменской бухте, заманил и привез в Россию молодую авантюристку, выдававшую себя за дочь Елизаветы II. «Это самый страшный человек, какого я знаю», - признавалась Екатерина, задабривая его имениями, чинами и золотом. Отставленный от двора, он занялся домашними делами и единственной дочерью – Анной Алексеевной. Относился к ней граф деспотически: то заставлял мыть полы в честь прихода знакомых, то давал в ее честь праздники, где гости невольно любовались грациозной графиней. Ставшая  камер-фрейлиной императрицы и кавалерственной дамой ордена св.Екатерины, она блистала на придворных балах в Петербурге. Несмотря на равнодушие к вере своего грозного отца, Анна с юных лет удивляла всех своей набожностью. После смерти графа, оплакиваемого всей Москвой (Орлов был популярен в народе), она, получившая колоссальное наследство (более 65 млн. руб.), дала обет не знать никаких светских удовольствий и посвятить себя богоугодным делам.  Графиня, отказавшая женихам, 25 лет прожила аскетической жизнью вблизи Юрьева монастыря, настоятелем которого был архимандрит Фотий, отличавшийся строгостью монашеского послушания. Его подвижническая жизнь так повлияла на молодую графиню, что она оставила монастырю и неимущим все свое громадное состояние. Современники относились к этому по-разному, но очевидно, что уход графини Орловой-Чесменской в духовной мир объяснялся ее желанием «искупить грехи» отца, в том числе цареубийство. Поэтому и его состояние она отдавала Богу и людям.    
    Подвигом, смысл которого – творить добро окружающим людям, была жизнь великой княгини, сестры императрицы Елизаветы Федоровны (1864-1918), немки, принявшей Православие и горячо полюбившей новую родину и ее народ. После гибели в 1905 г. мужа, великого князя Сергея Александровича, она не появлялась при дворе, рассталась со всеми своими драгоценностями, вплоть до обручального кольца, и в 1909 г. основала Марфо-Мариинскую обитель для помощи больным и нуждающимся. Стоит задуматься: что стоило ей, умной и блестящей светской красавице, отдать все достояние и променять придворную жизнь, балы и развлечения на монастырский аскетизм и перевязки больным. В светских кругах ее даже не понимали. В последнее время возникло множество различных благотворительных фондов, возглавляемых бывшими политиками, «первыми леди» и т.д., деятельность которых широко рекламируется. Но подвиг Елизаветы Федоровны в этом отношении уникален: она не была надменной настоятельницей-аристократкой, а спала не более 3-х часов в сутки, сидела у постели больных, ассистировала при операциях. Ее двери были всегда открыты для любого, она не отказывала в помощи нуждающимся, вникала в нужды всякого просителя. В ее обители были больница, приют, воскресная школа и бесплатная столовая для бедных. Во время первой мировой войны обитель превратилась в госпиталь для раненых солдат и офицеров, хотя в 1916 г. ее чуть не разгромили как «немецкий шпионский центр». Но она понимала и любила русский народ с редким бескорыстием и самопожертвованием, умела находить язык со всеми слоями общества. После Октября 1917 г. она дважды отказывалась выехать в Германию как во враждебную страну, хотя  ясно понимала, что ее ждет в Советской России. В обители продолжали принимать раненых и больных, кормили бедняков и сирот вплоть до трагической гибели святой мученицы Елизаветы Федоровны в июле 1918 г. Ее дело не было забыто потомками. В 1992 г. началось возрождение Марфо-Мариинской обители, в которой снова помогают одиноким и престарелым людям, создан детский приют.
    Из этих немногих примеров очевидно, что уход в духовный мир этих людей был не бегством от трудностей реальной жизни, не плодом разочарования в людях, а нравственным подвигом. Ведь сопереживание, вера, любовь к ближним, к родной земле – таковы были их внутренние потребности. Это особенно актуально сейчас, когда духовные ценности подменяются ценностями «желудочного порядка», а Родина стала восприниматься не как духовная реальность, где родился и живет человек, а место, где «хорошо живется».

 

Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь