Разработка урока «Любовь и служение»
Цель урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с христианским пониманием любви и служения, опираясь на Священное Писание; 2) развивающая: развивать умение учеников аналитически воспринимать информацию, т.е. коммуникативные способности, умение обобщать и делать выводы; 3) воспитательная: духовно-нравственное воспитание учащихся, видение красоты христианства. Тип урока: практическая работа с использованием элементов мастерской. Оборудование: каждый ученик имеет для работы на уроке подбор информационного материала, отпечатанный заранее, куда включены строки из Евангелия, икона Троицы преп. Андрея Рублева, авторские песни духовного содержания Светланы Копыловой и других авторов, гитара для исполнения песен или аудиозапись песен Светланы Копыловой. На доске нарисован крест, вписанный в круг. На горизонтальной балке креста в прямоугольниках: на его вершине «Бог», на пересечении с вертикальной балкой – «человек», в нижней части – «ближний». Между ними нарисованы стрелки: от Бога к человеку, от человека три стрелки - к самому себе, Богу и ближнему. В процессе урока в четыре сектора последовательно прикрепляются магнитом или скотчем заранее написанные на бумаге листочки с цитатами из Евангелий. В верхней левой четверти – цитата №1, в верхней правой части – цитата №2, в нижней левой части – цитата №3, в нижней правой части – цитата №4. Ход урока Учитель: Тема нашего урока «Любовь и служение». Вот когда я произнесла эти слова, у вас непременно должны были возникнуть какие-то чувства, ассоциации. В связи с этим – первое задание. Задание: Прошу Вас в течение минуты записать в своих тетрадях: какие это чувства, ассоциации, может, слова-синонимы, а, наверное, и какие-то предполагаемые действия, связанные со словами «любовь» и «служение». Озвучивание: через назначенное время ученики озвучивают написанное ими, а учитель записывает это в левой части школьной доски, предположим такие слова, как «ответственность», «самопожертвование», «милость» и т.д. Учитель: А теперь я хочу спросить, знает ли кто из Вас две самые главные заповеди христиан? (ответ – любовь к Богу, любовь к ближнему). Теперь я уточню, какую ставлю задачу, проводя этот урок: Задача урока – увидеть, как в христианстве определяется: · любовь Бога к человеку, · любовь человека к Богу, · любовь человека к себе (ведь он себе самый ближний) · и человека к ближнему. Чтобы не упускать из вида нашу проблему составим схему (на доске она нарисована заранее (см. выше), ученики получают ее в распечатке) Поговорим о любви Бога к человеку. Послушайте сначала эту песню: (учитель поет под гитару, или ученик, или прослушивается запись песни в исполнении Светланы Копыловой): Жил на земле человек, знал он и радость и горе В Богом отмеренный век доброе знал он и злое Верность, обман и любовь, горечь разлук и страданья И нестерпимую боль сердца от непониманья. Все испытал он, но вот жизненный путь завершился Нет больше дел и забот, где он, куда торопился? И бестелесным себя чувствовал так непривычно В прошлое, глядя, скорбя, как бы живя в нем вторично. Словно следы на песке, видел он жизни дорогу И различал вдалеке свой след и рядышком – Бога. Только недоумевал, видя следов этих ленты Что Божий след исчезал в трудные жизни моменты. И потрясенный спросил он, свои беды считая - Господи, был я без сил, /как мог меня Ты оставить, как?! И на этот вопрос / Бог отозвался смиренно: - Я на руках тебя нес / в трудные жизни моменты. Вопрос: Как же вы поняли: чьи это следы терялись на песке и почему? Верующий человек – христианин знает, что Иисус Христос любит его жертвенной любовью. Очень ярко это показал преподобный Андрей Рублев в написанной им иконе «Троица». Посмотрите внимательно на эту икону (она есть на 2 стр. раздаточного материала у каждого ученика). Видите ли вы здесь, на иконе две жертвенные чаши? Задание детям – найти эти чаши. Одну на столе с угадывающейся в ней головой ягненка ученики, конечно, называют. Вторую, образованную силуэтами боковых фигур ангелов, если они не находят, показывает учитель. Учитель: В этой чаше - фигура Христа, мы узнаем Его по цветам Его одежды. Андрей Рублев показывает сцену Предвечного Совета, когда еще нет человека, но есть замысел, идея создания человека (в начале был Логос). И Бог уже готов для человека жертвовать своим Сыном. Посмотрите, Он Сам – Иисус Христос готов встать, идти и принести Себя в жертву, иконописец показывает нам это следующим приемом: Сын Божий опирается рукой о стол: так делает человек, собирающийся встать и идти, а два выпрямленных пальца, означают – Сын Божий станет Сыном Человеческим и примет мученическую смерть на кресте. И все это ради человека, отпавшего от Бога, во имя его спасения (это краткое изложение беседы) вот как Сам Господь говорит нам об этом через Евангелие: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф., 20,28). (Цитата № 1. Эти слова прикрепляет на доску в левую верхнюю четверть круга, где обозначена стрелка от Бога к человеку). Учитель: А что же человек? Как же он должен любить Бога? Может ли он оправдать своей любовью эту Великую Жертву? В христианстве есть ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться в этом. Послушайте еще одну песню: Он не имел ни рук, ни ног Он сам ни есть, ни пить не мог Он человека был кусок Таким его уж создал Бог Но у него была душа Большая, как воздушный шар Он всей душой любил Того, Кто сотворил таким его Он все лежал или сидел Казалось, был он не у дел Он только песни петь умел Да в небо синее смотрел Но иногда отца просил Чтоб в церковь он его сносил И в церкви пел он про Того, кто сотворил таким его. На жизнь свою он не роптал, Глядел в окно, псалмы читал А кто калеку обижал – За тех молился и прощал. Еще мечтал он рисовать Ведь мог он кисть во рту держать И рисовать он стал Того Кто сотворил таким его Он не имел ни рук, ни ног Он сам ни есть, ни пить не мог Но приукрасил церковь он Взирал Господь с его икон Ну, а потом его душа Летела как воздушный шар Прочь от земли под кров Того Кто сотворил таким его. Вопрос: каким же Господь сотворил этого человека? В беседе с учениками прозвучит, конечно, что человек был создан физическим калекой, но был ли он несчастен? На то, чтобы он родился, грубо говоря, уродом, была воля Божья. Но этот человек не ропщет, не страдает, смиренно эту волю принимает. Мы слушаем эту песню и не плачем от жалости к этому человеку, а тихо и радостно наблюдаем за ним и понимаем, что он был счастлив оттого, что мог любить Бога и творить Его волю. И душа этого человека будет принята под кров Божий, как поется в этой песне. Вы скажете, что все это выдумано, что легко сказать - живи калекой и радуйся, что в реальности этого быть не может, но вот послушайте стихотворение реального человека. Это Ольга Скороходова – наша современница. Она не слышит и не видит, на то была воля Божья, чтобы после болезни она потеряла и слух, и зрение, но Царства Божьего в себе не потеряла. Вот это стихотворение: Думают иные – те, кто звуки слышать Те, кто видят солнце, звезды и луну - Как она без зренья красоту опишет? Как поймет без слуха звуки и весну? Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев Пальцами ловлю Утопая в сумрак, Я пойду по саду И мечтать готова И сказать: «Люблю»… Я умом увижу, Чувствами услышу А мечтой привольной мир я облечу… Каждый ли из зрячих Красоту опишет, Улыбнется ль ясно Яркому лучу? Не имею слуха, Не имею зренья, но имею больше – Чувств живых простор: Гибким и послушным Жгучим вдохновеньем Я соткала жизни Красочный узор. Вопрос: Так в чем же состоит любовь человека к Богу? Об этом говорит людям сам Господь: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин., 14,21,24). (цитата №2 прикрепляется на доску в правый верхний сектор, где стрелочка от человека к Богу). Любовь к Богу есть смиренное выполнение Его заповедей. «Жертва Богу дух сокрушенный» (Пс., 50,19). Но вы мне скажете, что это есть тяжкий крест для человека – жить только по заповедям Бога. А давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Послушайте еще одну песню: По дороге шла толпа людей Каждый нес по тяжкому кресту Двигались они не мало дней, Отмеряя за верстой версту Был средь этих путников хитрец Незаметно к лесу он свернул И спилил там, у креста конец Чтобы крест не так плечо тянул И довольный путников догнал С легкой ношей весело идти Только об одном хитрец не знал Что ущелье было впереди И кресты над пропастью легли Прямо от начала до конца По крестам они перебрались Все за исключеньем хитреца Крест его теперь был слишком мал Выбрал жребий сам себе хитрец Свой же крест ему никто не дал Ведь спасти чужой не может крест Жизни крест у каждого есть свой Не спеши свернуть в манящий лес Знает Бог, несешь ты для чего Этот тяжким кажущийся крест. Вопрос: О чем эта песня? (В беседе приходим к выводу, что песня о том, как можно себя спасти, а значит, о любви к самому себе). Учитель: «Возлюби ближнего, как самого себя». Самый ближний к человеку – он сам, следовательно, человек должен любить себя. В последнее время на это строится много неверных практик, то есть вместо любви предлагается ублажать себя: хорошо есть, хорошо одеваться, не загружать себя лишними обязанностями, следить за своим телом. Есть ли это путь спасения? Христиане знают, что это не так. Иисус Христос говорит: (цитата №3, которую учитель прикрепляет на доске в нижний левый сектор схемы): «И кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» (Мф., 10,38). Еще раз вспомним строчки из песни: «Спасти чужой не может крест», «жизни крест у каждого есть свой», «знает Бог, несешь ты для чего этот тяжким кажущийся крест». «Люби себя» - это значит отвергнись себя и служи людям. Верующие люди знают, что Бог любит человека, и все, что посылает Он волею Своею, будет во спасение человека, значит любить себя – это снова творить волю Божию, честно нести свой крест и не спешить в «манящий лес». Все удивительно взаимосвязано, и чтобы мы увидели, как этот круг замкнется, давайте послушаем еще одну песню: Лежали в больнице в палате одной Два тяжко больных человека Один у окошка лежал, а другой У двери, где не было света. Один постоянно в окошко глядел Другой лишь на краску дверную И тот, что у двери, узнать захотел Про жизнь за окошком другую. С готовностью первый больной рассказал Что видно ему из окошка: - Там тихая речка, дощатый причал и ходит по берегу кошка. По синему небу плывут облака Причудливые как зверушки Сидят на причале там два рыбака И с внуком гуляет старушка. И так каждый день, то про сказочный лес Рассказывал, то про влюбленных Другой же сосед перестал даже есть, Считая себя обделенным. Он мучился злобой, и зависть росла, Его постепенно съедая Не мог он понять, почему же была Тут несправедливость такая. Однажды сосед у окна занемог, Что не было сил разогнуться Он стал задыхаться и даже не мог До кнопки своей дотянуться. У двери сосед мог на кнопку нажать И вызвать сестру милосердья, Но он не нажал, а остался лежать Глаза закрывая усердно. На утро сестра милосердья пришла Постель поменять за покойным Сосед попросил, и она помогла Занять эту самую койку Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, На шее задергалась вена: Увидел он вместо того, что хотел Глухую высокую стену. Он был потрясен и сестре рассказал про тихую чистую речку, Про сказочный лес, про дощатый причал, И небо в кудрявых овечках. Ах, если б он видел, - сказала сестра, - Всю жизнь он слепым оставался - Зачем же тогда, - тут больной прошептал - Да он вас утешить старался… «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей свои» (Ин., 15,12-13). (Учитель читает эти строчки и прикрепляет последнее, написанное заранее Евангельское изречение в нижний правый сектор схемы). Учитель: Итак, круг замкнулся: любовь к Богу, к себе, к ближнему и любовь Бога к человеку – все это не что иное, как служение. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин., 4,20). Христиане верят и ждут пришествия Христа, знают, что Он придет и будет судить людей. «Весь суд отдаю Сыну Своему» - говорит Бог. Почему? Потому, что судить человека справедливо и объективно может только Тот, Кто Сам был Человеком и Сам в эту земную жизнь смиренно нес свой крест. Любовь и служение есть не что, а Кто. Любовь и служение есть Бог, и нас Он будет судить по тому, насколько мы умеем любить и служить, а значит, насколько мы стремимся соединиться с Богом. Учитель в заключение читает Евангелие от Матфея главу о суде над Израилем (Мф., 25,31-46). Рефлексия: «Урок закончен. А теперь не хотите ли Вы что-нибудь добавить сюда?» Учитель возвращает учеников к перечню слов, записанных слева на доске в начале урока (новые ассоциации, новые чувства и т.д., новые знания).