Новое издание центра Наука и Слово Новое издание центра Наука и Слово
Вышло из печати новое издание центра «Наука и Слово» - сборник материалов Восьмой научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе».
DVD диск. Страсти по Евангелию от Матфея DVD диск. Страсти по Евангелию от Матфея
Вышел из печати DVD диск протоиерея Владимира Янгичера на музыку митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Страсти по Евангелию от Матфея».
Вручение Почетного Памятного знака Вручение Почетного Памятного знака
В сентябре 2012 года О.В. Розина по приглашению Хабаровской и Владивостокской епархий вновь посетила Дальний Восток

О возможностях изучения отечественной культуры в курсах гуманитарных дисциплин в технических вузах

С.Г.Гладышева, кандидат философских наук, доцент МИРЭА
Значение гуманитарных дисциплин, в том числе, и в технических ВУЗах, чрезвычайно велико. Ведь через гуманитарное знание осуществляется трансляция культурного наследия, именно оно в наибольшей мере способствует формированию личности.
Цикл гуманитарных дисциплин представлен в современных технических ВУЗах достаточно широко: история, философия, культурология, социология, политология…данный список неполный, и варьируется в разных учебных заведениях. Необходимость изучения в рамках этих курсов отечественной духовной, интеллектуальной, художественной, политической культуры, казалось бы, не вызывает сомнений. Не требует особых доказательств тот факт, что усвоение богатства мировой культуры может и должно происходить не «на пустом месте», а через призму культуры собственной. Однако если посмотреть, каким образом представлена в изучаемых дисциплинах отечественная духовная и интеллектуальная традиция, то обнаруживается парадокс – в большинстве гуманитарных курсов, в том числе, в курсах философии и культурологи, она представлена минимально. При этом дисциплин, специально ориентированных на изучение отечественной мысли и культуры в технических ВУЗах, как правило, не представлено. Исключение составляют курсы русского языка и отечественной истории. Последний должен бы являться начальной ступенью, создающей основу для последующего цикла гуманитарных дисциплин, сообщающего способность ориентироваться не только в истории событий, но и в истории духовной, интеллектуальной. Однако формирование представлений студентов о своем отечестве курс истории не только начинает, но, как правило, и заканчивает. В следующих дисциплинах, начиная с философии, очевиден поворот «на запад»; на освоение отечественной мысли и культуры в соответствующих курсах отводится зачастую не более одного занятия.
Впрочем, парадоксальной данная ситуация выглядит, только если абстрагироваться от собственной истории. Если же обратиться к событиям менее чем столетней давности, то современное положение дел предстает закономерным следствием культурной революции начала прошлого века, попытки создания нового мира при сознательном разрыве с наследием прошлого. Понимание и преодоление последствий этого разрыва в постсоветское время происходит, но гораздо медленнее, чем политические или экономические изменения. В настоящее время разрабатываются и апробируются различные модели гуманитарного образования, в том числе, и вузовского. Не предлагая определенной модели, хотелось бы высказать некоторые соображения о возможном в современных условиях подходе к изучению отечественной философии и культуры в рамках сложившегося комплекса гуманитарных дисциплин.
На наш взгляд, главной задачей современного гуманитарного образования должно стать изучение и осмысление пути становления отечественного самосознания. Роль курсов зарубежной философии и культуры остается при этом чрезвычайно значительной. Но при этом их изучение должно происходить не в отрыве от указанной задачи, но способствовать ее решению. Значимость обращения к мировому наследию обусловлена тем, что становление отечественного самосознания происходило через усвоение внешних духовных и культурных источников.
В первую очередь, для России, как и для Западной Европы, таким определяющим источником является христианство. Поскольку, в отличие от Запада, для нее решающее значение имела не римско-католическая, а православная его ветвь, в гуманитарном цикле должно присутствовать несвойственное существующим курсам особое внимание к Византии, ее географии и истории, ее богословию, политике, художественным ценностям.
Затем, необходимо сообщать студентам знание о путях трансляции православия из Византии на Русь. Изучение исторических событий должно быть дополнено представлением о том, какие богословские, политические, художественные идеи были восприняты Киевской и Московской Русью из Византии, и какие самобытные черты приобретены. При этом как при изучении Византии, так при изучении Руси дело не должно ограничиваться общей характеристикой. Необходимо знакомство с персоналиями, изучение конкретных произведений, памятников архитектуры, иконописи и т.д.
Кроме того, желательно было бы при этом обозначать исторические параллели: событийные, духовные, художественные… Что было и кто был «на Востоке», в Византии и на Руси, когда на Западе был период Высокого Средневековья? «Параллели» окажутся пересекающимися, появится объемное представление о средневековой христианской цивилизации, и о том, каким образом Древняя Русь «вписывалась» в нее. Такую работу можно проделать не только относительно начального для отечественного самосознания периода, но и всех последующих.
Предлагаемый подход позволяет, во-первых, расширить привычные рамки историко-философского и культурологического горизонта за счет включения в него Византии, а во-вторых, «привязать» полученные знания, в том числе, и знания о «Западе» к российской «почве». В этом случае из абстрактно-информативных они превратятся в личностные, касающиеся судеб своего народа, своей семьи.
Не менее актуальным предлагаемый подход представляется применительно к изучению периода выхода Европы из Средневековья – культуры Ренессанса. Здесь также видится необходимым не ограничиваться формированием представлений об итальянском и Северном Возрождении и о его историко-географическом фоне, но обратиться также к Византии соответствующего периода – завершающего историю этого государства. Здесь тема западного ренессансного гуманизма требует дополнения темой менее известного гуманизма византийского. Который, в свою очередь, подлежит рассмотрению в контексте противостояния уже не «гуманизм-схоластика», а «гуманизм-исихазм». В византийском контексте открывается возможность взгляда на гуманизм и его метафизическое основание - неоплатонизм в непривычном ракурсе: гуманизм и флорентийская уния, ее роль в конфликте государства и церкви, в гибели Византии.
Тема «гибель Византии», в свою очередь, оказывается прелюдией к теме: «исторический выбор Руси». Взгляд на Россию сквозь призму указанной проблематики ставит вопрос о том, каким образом транслировались и наследовались в нашем Отечестве идеи и практика монахов-исихастов. Но также и о том, кем и как на Руси была обозначена дилемма монашеского и гуманистического идеалов. В принципе, раскрывая тему европейского гуманизма, необходимо обращение к тому, как гуманизм был представлен в отечественной мысли и культуре. Указание на отсутствие сколь-нибудь значительно представленного гуманистического комплекса идей в XIX-XVI вв. должно быть дополнено обозначением перспективы развития гуманистических представлений в отечественной интеллектуальной среде XVIII в.
В области художественной культуры следует не просто констатировать роль итальянских зодчих в создании множества выдающихся памятников архитектуры, в том числе, ансамбля московского Кремля, но обозначить их место в общеевропейском контексте эпохи Возрождения. Вновь обращаясь при этом к византийским истокам, обосновать очевидную специфику созданных ими в России культовых и крепостных построек; пояснить, что она вызвана влиянием не готической, а византийской архитектурной основы.(1)
Предлагаемый подход представляется еще более актуальным применительно к изучению философии и культуры Нового времени, где взаимосвязи России и Европы становятся более очевидными и отчетливыми. Характеристика западной мысли не должна ограничиваться кругом западных философов и других деятелей культуры. Вполне возможно проследить, каким образом деистические представления, а также идеи общественного договора, естественного права и др. находили выражение и применение в нашем Отечестве. Важно показать, каким образом комплекс идей, формировавшийся в социально-политических условиях, весьма отличных от российских – достаточно назвать победу Реформации и нарастание настроений, приведших к буржуазным революциям - усваивался и «вписывался» в православную духовную традицию. В этой связи многогранная интеллектуальная деятельность «петровской ученой дружины» должна быть представлена как важный аспект «поворота на Запад» и в то же время, как связующее звено между транслируемым западным просветительством и византийской духовностью. Фигура Феофана Прокоповича – иерарха православной Церкви и сторонника Томаса Гоббса – выглядит весьма показательно.
В целом, характеризуя западную культуру не как самодостаточную, а в преломлении российской ментальности, необходимо подчеркивать, что благодаря влиянию Византии, она, будучи глубоко усвоенной в интеллектуальной, художественной и других сферах российской общественной жизни, включая бытовую, никогда не становилась полностью «своей». Влияние Византийской традиции прослеживается в том, что она создавала дистанцию «свое-чужое», сообщала возможность оценки извне, критического отношения к нему. Что нашло выражение не только в позиции «славянофилов», но и «западников». В этой связи следует рассматривать не только влияние западной мысли на поворот ряда представителей отечественной интеллектуальной элиты XIX в. к духовным основам собственной культуры, но и на то, каким образом они сохранялись в период казалось бы, полного разрыва с ними, каким образом они присутствуют в современной действительности.
 
  1. См., например: Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV—начале XVI века. // В кн.: Советское искусствознание. М., 1986. №20. С. 62-91
Духовное и культурное наследии Византии и Афона Духовное и культурное наследии Византии и Афона
Под таким названием 26 января пройдет конференция в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя
II Форум православных женщин II Форум православных женщин
5-6 декабря 2012 года состоялся II Форум православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу».
Посещение Дальнего Востока Посещение Дальнего Востока
В сентябре 2012 года в Хабаровском и Приморском краях были прочитаны лекции

Обратная связь