Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Розина О.В., доц., канд.ист.наук
Программа
курсов дополнительного профессионального педагогического образования
(повышения квалификации)
Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(автор О.В. Розина)
1. Нормативно-правовая база и концептуальные основы изучения основ религиозных традиций в светской школе
1.1. Современная государственная политика в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи
1.2. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: концепция, структура, общее содержание и нормативно-правовая база
1.3. Педагогические условия изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Научно-методическое сопровождение курса и требования к подготовке педагогических кадров
1.4. Педагогические технологии и методики изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Анализ учебно-методических материалов по курсу ОРКиСЭ и регионального опыта преподавания
1.5. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Духовные ценности традиционных религий и светской этики: научно-концептуальный анализ
2. Основы мировых религиозных культур: общий научно-методологический обзор базовых понятий
3. Основы светской этики: научно-методологический анализ основных теоретических положений
4. Основы иудейской культуры: общий обзор религиозной традицию. Особенности и основные понятия
5. Основы исламской культуры: базовые понятия и общий обзор религиозной традиции
6. Основы буддистской культуры: общий обзор религиозной традиции
7. Основы православной культуры
7.1. Общие понятия о православной духовности. Земная жизнь Иисуса Христа в иконографии и традициях праздников
7.2. Понятие о христианской нравственности и ее отражение в межличностных отношениях и российской культуре
7.3. Общие представления о православной художественной культуре
8. Общие понятия о духовных основах отечественной педагогики
8.1. Основные принципы преподавания духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательной школе
8.2. Формы и виды организации учебной и внеучебной деятельности по «ОРКиСЭ». Проектная деятельность учащихся
8.3. Работа с родителями, членами семей и участниками образовательного процесса в рамках учебного предмета
8.4. Общие понятия о частных методиках и интерактивных технологиях по предмету: работа с иллюстративным материалом, с текстами различного содержания и пр.
9. Подведение итогов: возможности новой предметной области в духовно-нравственном оздоровлении поликонфессионального российского общества и в укреплении российской государственности
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Розина О.В. Духовные основы русской культуры [Текст]: пособие для учителей: в 3 кн., со словарем и DVD диском. / О. В. Розина. – М., 2009.
2. Розина О.В. Православная культура в общеобразовательной школе. Сложные вопросы нового предмета [Текст]: сборник материалов для ответов, бесед и размышлений / О. В. Розина. – Кашира, 2007.
3. Розина О.В. Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету «Духовно-нравственное воспитание и православная культура» - Изд. 3е, доп., М.,2010
3. Шугаев И. Один раз и на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях [Текст] / И. Шугаев. – М., 2004.
4. Янгичер В. Духовные основы русской культуры: DVD диски с беседами и иллюстративными материалами. / В. Янгичер. – М., 2010.
5. Свет веры. Радиопередачи Евфросинии Боголюбовой: DVD диски. Новогрудок. 2008-2010 гг.