Воспитание красотой
Владимир Янгичер, протоиерей
Вот уже 20 лет по всей России происходит удивительное явление, ставшее за последнее время привычным: восстановление храмов, святынь, которые, казалось, навсегда должны были исчезнуть с лица русской земли. И, вместе с этим, идет процесс еще более удивительный и более значимый для всего нашего народа – возрождение внутреннего нравственного строя души. Вместе с восстановлением разрушенных стен храмов, восстанавливается и духовный смысл жизни людей. Человек, уставший от «бездуховности» общества, ищет и находит свои, родные истоки, питающие душу. И самая нежная, любимая, нуждающаяся в заботе часть нашего общества - дети - ждет этого духовного воспитания, и требует его, наверное, более всех остальных.
Мы сегодня расскажем вам об одном их таких родников. Более 15 лет священнослужители Сергиево-Посадского благочиния, что в Московской области, проводят беседы на духовно-нравственные темы в общеобразовательных школах района. Начались они в 26-й средней школе поселка Реммаш, где и в настоящее время продолжает их вести настоятель местного храма Рождества Христова села Иудино, протоиерей Владимир Янгичер. Теперь такие беседы проводятся во многих школах и детских учреждениях района и области. «Воспитание красотой» - так можно назвать их общее направление. Красота и мудрость сотворенного Богом мира, красота творения рук человеческих, высота духовной жизни отечественных святых и подвижников благочестия, благородство воинского подвига – «за Веру и Отечество», красота и настоящая радость устроения жизни по заповедям, – вот о чем слышат дети на этих встречах. И не только слышат. Особенностью бесед является то, что дети видят все, о чем говорится, – на экране, в виде слайдов, которые специально подобраны для каждой темы. Из таких уроков сложился отдельный цикл, тематика которого: от сотворения мира до истории Троице-Сергиевой лавры и воинских побед русского оружия.
Предлагаем вашему вниманию одну из таких встреч.
Однажды, на уроке в школе во время беседы со старшеклассниками о Православной культуре, я задал вопрос: «Как вы думаете, почему князь Владимир принял именно Православие, что было решающим в его выборе, за что он выделил эту веру среди других религий? Ведь он отправил послов в разные страны, и в каждой из них рассказывали о себе самое хорошее, - а он выбрал, наверное, лучшее из всех. За что?» И вот, встает один юноша и отвечает просто и коротко: «За красоту». Как верно сказано. Вспомним слова летописи: «И не знаем мы – на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты», - рассказывали послы князя по возвращении в Киев о своем пребывании в Царьграде на богослужении в храме Святой Софии Премудрости Божией. Русские люди увидели и прочувствовали истину – в красоте.
И правда. Можно легко заблудиться в глубинах и высотах богословских и философических рассуждений, увлечься героикой чудесного прошлого, соблазниться удобством ритуалов и обещаниями будущих наслаждений. Но у души («по природе христианки») существует врожденное ощущение красоты, заложенное в нее Творцом при ее сотворении. Душа безошибочно почувствует – красиво явление или безобразно, привлекает оно или отталкивает, родное это или чужое. И поверх всех рассуждений, минуя всяческие ухищрения мыслей, красота являет собою причастность к Истине.
Творец красоты – Бог. Все, сотворенное Им – в высшей степени хорошо, хорошо весьма, «добра зело», то есть прекрасно. Во всей природе: на земле и под землей, в водах и на небесах, в пространстве космоса и в «начальных пылинках Вселенной» - атомах - нет ни одного уголка, даже самого незначительного, который не был бы пронизан этой всесияющей красотой. И Творец ее именуется в славянском языке величественно – Изряднохудожник. Изрядно значит особенно. Это особенный, самый главный Художник, чь произведение искусства – окружающий нас мир: «видимый же весь и невидимый». Жить в таком прекрасном мире, просто быть в нем - уже блаженство и счастье. В вечности - мера красоты бесконечна. Бессмертной душе человека дано право творить и умножать красоту, быть со-творцом Богу - это радость вдвойне. А есть и другое счастье: открывать эту красоту детским душам, недавно еще пришедшим в мир и стоящим на пороге выхода в самостоятельную жизнь. Сохранят ли они врожденное ощущение божественной гармонии сотворенного мира, найдут ли свое место в нем, смогут ли увидеть и приумножить красоту души своей или растворятся в вещественных заботах «века сего», променяв вечность на временные земные услаждения? Помочь детям в этом выборе – это и есть трудное счастье воспитателя и учителя.
Давайте побываем на одном из уроков приобщения к красоте, посмотрим и послушаем – как воспитывает детей сама красота…Откроем дверь школьного класса и сядем за ученическую парту. Начнем с младших.
Идет урок из серии – «Рассказы о сотворении мира».
Учитель:«Как вы думаете, ребята, откуда произошел наш мир?»
Дети: «Из космоса!..От Бога!..Что-то было, потом взорвалось…Из природы!.. Сам из себя!..».
Учитель: «Давайте подумаем, а как это вдруг наш мир мог произойти сам по себе? (Берет мел или какой-либо другой предмет). Скажите, мог ли этот кусочек мела сделать себя сам?»
Дети:(смеются) «Конечно, нет!»
Учитель:«А мог ли он сам по себе появиться здесь, в классе?»
Дети:«Нет, нет!»
Учитель: «А как он здесь очутился?»
Дети:«Его принесла учительница».
Учитель: «Значит, если где-то что-то есть, то обязательно кто-то это сделал, принес и положил или поставил. Посмотрите вокруг: ваши тетрадки, книги, столы, школьная доска, само здание школы, и многое, многое другое, – как это все появилось? (Тянется лес рук). Правильно: конечно, все это кто-то создал. Может быть, ваши папы и мамы над этим потрудились, построили или сделали. Или кто-нибудь из вас все-таки думает, что это само собой «сделалось», как в сказке, «по щучьему велению»? (Тут могут появиться одна-две руки: всегда найдется кто-то, думающий по-другому). Но даже и в сказке должен быть тот, кто всем командует: щука или Емеля. Значит, все это: мел, парты, школу, дома - создал человек. И, наверное, это был хороший человек, добрый и умный: ведь плохой, злой и глупый не может, и не будет делать хорошие дела. Давайте будем думать дальше. Посмотрите теперь на цветы, стоящие на полочках и на подоконниках у вас в классе: как они появились здесь? Понятно, что кто-то хороший и добрый их сюда принес. А как они появились сначала? Кто их создал?»
Дети:«Природа! Из семян! Выросли сами из земли.» (тянутся руки). У
Учитель:«Как же так! Ведь цветы, семена, земля – это и есть часть природы. Как же они могли сами появиться? Как могла природа создать саму себя? Вы только что сами сказали, что даже маленький кусочек мела или простая тетрадка не могли произойти сами по себе. Или уже передумали? (молчание). А тут не просто вещь, а цветы: разноцветные, с листьями, с невидимыми корнями, красивые, живые…Наверное, тот, кто их сотворил, очень добрый и умный, потому что для того, чтобы создать такие красивые цветы, надо иметь много мудрости, любви к природе и самому обладать этой красотой, чтобы делиться ею со всем миром. Кто это?»
Дети: (после долгой паузы, робко) «Может...Бог?..»
Учитель: «Теперь посмотрите за окно, на окружающий нас мир. Сколько там растет цветов, деревьев! А если вспомнить, как в ручьях и реках течет вода, по небу плывут облака и летают птицы, ночью на нем сияет луна, сверкают звезды…Всяэтакрасота – как появилась? Это ведь тоже природа, а она - вы же сами сказали - не может сделать сама себя. Кто все это сотворил?»
Дети:(уже увереннее) «Бог!»
Учитель: «А вглядитесь-ка, ребята, повнимательнее: найдете ли вы где-нибудь в природе, которую создал Бог, хоть один уголок ее, который был бы сделан неправильно и некрасиво, который надо было бы переделать? (Долгое молчание. Думают). Нет такого уголка в Божием мире! Все сотворено прекрасно, умно и очень по-доброму. А еще что важно: вся природа - очень послушная. Как вы думаете, может ли наше Солнышко когда-нибудь, хоть один раз, сказать: «Надоело мне каждый день всходить на востоке и заходить на западе! Дай-ка я попробую сделать наоборот: взойду завтра на западе и пойду по небу на восток, мне так хочется!» (Дети смеются). Конечно, не может, потому что Солнце послушно живет по мудрым законам, которые дал природе Бог. Может ли вода подумать: «Устала я течь все время вниз да вниз, надоело, не хочу - попробую-ка потечь вверх!»? Может такое быть? – Нет. Может ли травка весной решить: «Не хочу я расти, надоело каждый год одно и то же: опять надо будет землю пробивать, чтобы выйти наружу, трудиться, лучше посплю-ка я дальше, как спала зимой»? Может так быть? – Нет, нет, и нет! Потому что и Солнце, и Луна, и вода, и трава, и звезды, и все животные чувствуют, что им даны для их жизни самые лучшие, самые правильные и самые добрые законы. И когда все живет по закону, получается очень хорошо и красиво. Вот и выходит, что, если природа будет послушна тем законам, которые дал ей Бог, всем будет радостно. Когда Бог творил мир, Он сказал: «Да будет свет!», - и свет послушался - «И стал свет». И сколько же красоты и радости явил он во всем мире: и солнце, и звезды, и радугу, и многое множество разных оттенков цветов – и все это светится, сияет, сверкает, переливается, радует глаз. Отчего так получилось? От того, что свет послушался «и стал». А откуда взялась такая неповторимая и необъятная красота природы: беспредельный небосвод с мириадами сверкающих звезд, уходящие ввысь величественные горы, покрытые снежными «шапками», текущие с них бурные реки, солнечные рассветы и закаты, изящество форм и цветов, растений, бабочек, птиц, животных…Нам не хватит многих уроков, чтобы даже перечислить все красоты нашего мира! Отчего все получилось таким невообразимо прекрасным? Ответ мы найдём в Библии: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод», и земля послушалась: «И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево плодовитое, приносящее плод...И увидел Бог, что это хорошо». «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной», - и они послушались: «И стало так». И вот поэтому - по послушанию - мир стал таким радостным и прекрасным. А как вы думаете, дети, для кого сотворена вся эта красота? Кому, например, нужны такие красивые цветы?»
Дети: «Бабочкам!.. Пчелам, насекомым!.. Коровам!..»
Учитель:«А знаете ли вы, что никто из насекомых: ни бабочки, ни пчелки, ни стрекозы не имеют цветного зрения? Для них все цветы – серые. Насекомые различают их по запаху, но по цвету все растения для них одинаковы. Для коров или овечек тоже не нужны разные цветы, им, наверное, хочется, чтобы все цветы были зелеными, как сочная трава. А тогда для кого же так красиво украшены все бабочки и мотыльки, кому нужна эта красота?»
Дети:«Друг другу!..Птицам!..»
Учитель:«Вот как раз и нет! Бабочки и другие насекомые тоже не видят цвета, они летят друг к другу, - и очень издалека, - по запаху. А птицы…Конечно, птицы видят насекомых, но если бы я был бабочкой, то, наверное, постарался стать совсем-совсем зеленым, как листья и трава, чтобы меня никто не заметил и не съел. Так для кого же вся эта красота?!»
Дети: (Думают. Робко, затем смелее высказываются) «Для людей, для человека».
Учитель:«Да, верно, это правильный ответ! И в Библии тоже говорится, что Господь сотворил землю для радости, чтобы жил человек на земле и всему радовался. И поэтому все на Земле послушно Богу - через законы природы. А теперь подумайте, ребята, и скажите: может все-таки есть кто-нибудь, кто может не захотеть послушаться Бога и законов природы? Кто может сказать Ему в ответ: «А я вот не хочу, и не буду!»? Вот вы, например, всегда-всегда слушаетесь своих родителей? (Некоторые отрицательно покачивают головами). Иногда говорите им слова: «Не хочу-не буду»? (Качают головой в знак согласия). Так кто же может ответить Богу: «Нет!»
Дети:(Догадываясь) «Дети…люди…человеки…».
Учитель:«Да, ребята, к сожалению, вы правы.Только человек может поступить так. И что же? Разве кто-нибудь может сотворить что-то лучше, чем это получилось у Бога?»
Дети:(отрицательно качают головами) «Нет, не может никто».
Учитель:«А что же тогда выйдет из этого непослушания? Получится нехорошо, некрасиво, неправильно и просто глупо. Сами подумайте, глупо бывает не слушаться Бога и Его законов. Когда ребенок совершает нехороший поступок, родители ему говорят: «О-о-о, как некрасиво ты поступил»…Некрасиво…Видите: поступки тоже могут быть некрасивыми, т.е. нехорошими, недобрыми. Ведь не может же маленький ребенок сделать лучше, чем папа и мама? Он же еще маленький, многого не знает и не понимает. А у Бога все люди: и дети, и взрослые, и дедушки, и бабушки – все перед Ним – дети. Вспомните, пожалуйста, когда мы хотим помолиться, какими словами начинаем разговор с Богом? - «Отче наш…» А кто это - «Отче»?
Дети: (дружно) «Отец!»
Учитель: «Правильно! Он для нас - Отец. А тогда кто мы для Него?»
Дети: (дружно) «Дети!»
Учитель:«А как вы думаете, ваши родители каждого из вас очень любят?»
Дети: (хором, громко) «Да-а-а!»
Учитель:Очень – очень?»
Дети:(еще громче) «Да-а-а-а!!!»
Учитель: «Конечно, да! Очень и очень любят вас ваши родители. Если нужно, то и жизнь свою могут за вас отдать - как, например, солдаты на войне, или спасатели на пожаре, или когда кто-нибудь тонет…Родители всегда готовы отдать все для своих детей, чтобы они только жили и радовались. А поступают они так потому, что у них есть самое прекрасное изо всех земных и небесных красот: чувство любви к вам. А знаете ли вы, откуда у них появилось такое чувство? Только не спешите с ответом, вспомните, как вы сами сказали, что само собой ничто произойти не может. Итак – откуда?»
Дети:«Наверное, от Бога. Это им Бог дал».
Учитель:«Правильно сообразили, молодцы! Когда Богсоздавал самое прекрасное из всего сотворенного Им - человека, - Он сотворил его по образу своему, т.е. дал человеку все, что есть у Него Самого: жизнь, любовь, красоту, чувства, счастье и все-все самое хорошее. А вот возможность пользоваться этим «всем-всем» предоставил выбрать самому человеку. Если хочет - пользуется. Нет желания, ленится человек - не пользуется. И если хочет человек стать похожим на Бога, быть подобным Ему - не только «по образу», но и «по подобию», - такой человек постарается слушаться законов, которые дал Бог природе и людям. А знаете ли вы, как называются законы, которые Бог дал человеку?»
Дети: (Молчание. Думают).
Учитель:«Законы, данные природе, так и называются: законы природы. Вы их будете изучать в школе: это законы физики, химии, биологии, математики. Все в мире по ним совершается вот уже много-много веков. И всегда будет жить по ним природа с ее неописуемой красотой. А вот законы для духовной жизни, специально для человека – какназываются, знаете?»
Дети:(Думают.)
Учитель:(медленно) «За…»
Дети:(дружно) «Заповеди!»
Учитель: «Верно, заповеди. Это такие же точные законы, как и в природе. Эти законы природы: тяготения, движения, горения и многие другие вы будете изучать на уроках физики в старших классах Вот мы с вами в начале урока говорили, что ни Солнце, ни вода, ни травка, ничто и никто не могут нарушить законы природы и поступить «наоборот»…И только человек может не захотеть их исполнять, и попробовать: а что из этого получится? Например, кто-то подумает, что он может отменить, ну, скажем, закон тяготения земли и решит так: «Ну и что из того, что он действует во всей природе? А я вот особенный, на меня он не подействует!» Заберется такой глупый человек на крышу дома и пойдет гулять по воздуху, как по земле: он же решил для себя, что отменил закон притяжения, и что земля его не притянет. Еще как притянет!»
Дети:«Он упадет!.. Разобьется!..»
Учитель: «Еще как упадет. И будет ему очень плохо и больно, может быть, даже умрет, и смерть его будет глупой. А кто будет в этом виноват? Разве земля, о которую он ударится? Или воздух, который его не поддержал? Или природа со своими строгими законами? Или - неужели - Бог, который установил эти законы? Так скажите, кто же виноват, что будет плохо и больно?»
Дети:«Сам этот человек».
Учитель:«Вот видите! Да, так оно и есть. Когда человек пробует нарушить или подправить по своему усмотрению природу, то ему всегда бывает больно. А вот еще пример. Если кто-то решит, что он может отменить закон горения и сунет руку в костер, думая, что он выше «каких-то там» законов природы, и что он не собирается жить по ним и подчиняться им, и что он может спокойно отменить их и придумать «свои» законы, лучше и правильнее Божиих и природных, то что будет?»
Дети:«Он сгорит!.. Ему будет больно!»
Учитель:«Да, ему будет очень больно. И если человек этот сразу поймет, что он ошибся в своей гордой и глупой мысли (по-латыни «gurdus» значит «глупый»), и что нельзя безнаказанно нарушать законы природы, и успеет отдернуть руку, боль будет маленькая, и ожог можно будет вылечить. А вот если человек этот будет упрямиться, и говорить про себя: «А я все равно выше всех законов, мне они не нравятся, я их отменю и буду жить, как я хочу!», и не будет исправляться? Тогда может случиться беда непоправимая: и уже руку не вылечишь, да и сам человек может сгореть: по своей гордости и непослушанию. Но, думается, таких глупых людей все же, наверное, на свете не бывает».
Дети:«Да, да - не бывает, конечно, не бывает!»
Учитель: «Да, это понятно. Но вот вопрос посложнее. Вспоминайте: кроме законов для природы, существуют еще законы специально для человека, для его духовной жизни…»
Дети:(наперебой) «Заповеди, заповеди!»
Учитель: «Верно. А как вы думаете, вот этизаконы, заповеди духовной жизни - можно попробовать нарушить, так же как и природные?»
Дети:(наперебой) «Можно!.. Нельзя!..»
Учитель:«Попробовать-то, оно, конечно, можно, только что из этого получится?»
Дети:«Наверное, тоже будет больно».
Учитель: «Да, будет. Обязательно будет. Только не сразу. Например, если кто-то сделает неверное движение и упадет, или прикоснется к огню и обожжется, - больно бывает сразу, потому что законы природы жесткие, и тело сразу чувствует боль. А заповеди духовные, хотя и действуют тоже очень строго, но не сразу, как это бывает в природе: «Сделал – получи!» Заповеди духовные действуют легко, как дыхание. Мы с вами не видим воздуха, которым дышим, а ведь он нам очень нужен, без воздуха мы не сможем прожить и минуты. Так и без заповедей. Заповеди духовные не сразу «отвечают» тому, кто их нарушил, а какое-то время «ждут»: может быть, этот человек исправится, покается, изменится (покаяние по-гречески «метанойя», что означает изменение). И если это произойдет, если нарушивший по неосторожности заповедь будет искренно переживать свой плохой поступок, постарается исправить его - наказание отменяется, боль пройдет мимо. Но, если грешник будет упорствовать в нарушении заповедей, будет продолжать грешить и не захочет покаяться, т.е. измениться, тут уже будет плохо. И не тому будет плохо, кого обидели, а тому, кто это сделал: сказал грубое, обидное слово, украл чужую вещь, ударил, обманул…Такому человеку будет хуже, чем тому, кто ушибся при падении или получил ожог. Ушиб и ожог рано или поздно пройдут, а нарушение заповедей духовных (грех) может остаться в душе навсегда. Душа-то наша бессмертна, она никогда не умрет. И все, что в ней, тоже никогда не исчезнет само собой. Мы с вами уже хорошо запомнили: в природе ничего никогда не происходит «само собой». И в душе то же самое: человек должен сам потрудиться, прекратить плохие, недобрые дела, сделать усилие в добром поступке, изменить свою душу к лучшему. А теперь давайте вспомним, какие слова обычно говорят, когда слышат о плохом поступке, или когда он совершается прямо на глазах?»
Дети:(не сразу) «Какое безобразие!»
Учитель:«Да, злой поступок - это безобразный поступок, потому что он совершается «не по образу» Божию и человеческому. «Безобразный» значит «некрасивый». И поэтому, если, конечно, мы хотим быть по-настоящему красивыми, то…Но сначала поднимите руку: кто хочет быть красивым?»
Дети:(«лес» рук) «Все хотим!»
Учитель: «…если хотим быть красивыми по-настоящему, а не только по внешности, нам надо постараться устроить свою жизнь по образу и по подобию Божию, по законам духовной жизни, то есть?..»
Дети:(дружно) «По заповедям!»
Учитель:«А вот по каким? Об этом - на следующем уроке».