А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»: опыт православного прочтения
Хоменко Н.Ф., учитель начальных классов СОШ №1 пос. Софрино Пушкинского района Московской области
Цель урока – воспитание христианина
Задача – православное прочтение сказки, объяснение понятий «грех» - «покаяние», «искушение» - «наказание», «совесть»
Работа над текстом сказки. Дети ищут зачин сказки, и объясняют лексическое значение слов: землянка, ветхий, отшельник. (Отшельник – аскет, удалившийся от людей и мира в пустынное, уединенное место для совершения монашеского благочестия). 33 года жил старки спокойно, и вдруг в его сетях – золотая рыбка. Во время беседы над зачином сказки очень важен вопрос: почему старик отпускает золотую рыбку? (
Ответ: старик привык к своей спокойной жизни, все его устраивало: небо, море, солнце, берег и его землянка. Он был счастлив тем, что дала ему судьба).
Учитель. С одной стороны, перед нами старик, а с другой – богатырь (его невод достает почти до самого дна, где живет владычица морская). Часто бывает так, что с виду человек слаб и стар, но силен своей верой, своим внутренним умиротворением: никому не завидует, никому не желает зла. Старик находит счастье в тяжело труде рыбака. Он смиряется с тем, что дает ему Господь, а смирение и послушание – главные качества христианина.
Раскрытие образа старухи. Через старуху к старику приходит искушение, т.е. соблазн, внутреннее влечение совершить грех. Требования старухи раз от раза растут (корыто, изба, столбовая дворянка). Она подвергается искушению богатством. Дети вспоминают сюжеты из Библии, где человек подвергается искушению (например, «змей соблазняет Еву»). Учитель с детьми приходит к выводу, что старуха меняется не только внешне, но и внутренне: становится злой, жестокой, гордой, а гордыня – начало всех грехов и зол. Человек думает, что он лучше всех, гордый всегда отступает от Бога.
Учитель вспоминает сюжеты из Библии.
- Кто такой Люцефер? (Он считал себя царем мира и решил противиться тому, что исходит от Бога)
- Почему Адам и Ева не покаялись в своем непослушании Бога? (диавол поколебал у них веру в Бога).
Старуха хочет стать вольной царицей. Старик ей возражает, но старуха забывает, что муж ей послан Богом, ударяет его по щеке (она совсем теряет совесть). Став вольной царицей, старуха совсем обнаглела и распоясалась: «На него (старика) она не взглянула, лишь с очей прогнать его велела». Грех в душе старухи развивается. Высшей точкой ее греховного делания является желание, чтобы золотая рыбка прислуживала старухе.
- Почему старик на протяжении всей сказки выполняет требования старухи?
Ответ: сначала он говорит, что старуха не дает ему покоя, потом он начинает ее бояться.
Учитель: Проявляет ли старик свой протест или всегда покорен?
Ответ: проявляет («что ты, баба, белены объелась?»). И все-таки идет к синему морю.
Учитель: В чем вина старика?
Ответ: в том, что он, именно он, помогал развитию греха в душе своей старухи
Учитель с детьми размышляет над вопросом: что надо было сделать старику, чтобы остановить старуху? Так и в нашей жизни бывает часто: мы видим зло и не боремся, проходим мимо.
Дети приводят примеры из жизни.
Учитель. Еще один важный персонаж в сказке – море. Это океан жизни, который чувствует добро и зло: «море слегка разыгралось», «помутилось синее море», «не спокойно сине море», «почернело синее море», «на море черная буря». Море – отражение грешней души человеческой: оно реагирует на силу грехопадения. Все в жизни становится на круги своя: каждый получает от Бога то, что заслуживает. В конце сказки старик со старухой снова у разбитого корыта. Они наказаны. За что?
Размышления детей.
Учитель вспоминает Денницу, который посчитал себя царем мира и стал сопротивляться всему, что идет от Бога, и пожелал занять Его место, но был низвергнут Богом с Небес на землю. Старуха же пожелала занять место владычицы морской и осталась у разбитого корыта. Кому жаль старика со старухой?
Ответы детей.
Урок заканчивается прослушиванием отрывка к музыкальной драме «Метель» (композитор Г.Свиридов).