Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Конфликт поколений: поиск выхода из неизбежной реальности

В наш век люди постоянно сталкиваются с бездонной пропастью между поколениями, поэтому конфликт «отцов и детей» представляется вечным. Проблема, как и ребенок, проходит в своем развитии несколько качественно отличных стадий.
Маленькие дети своим неповиновением проверяют реальные границы дозволенного, и их своеволие сводится к обычному упрямству. Опасность этого периода «конфликта поколений» состоит в том, что нетерпеливые родители сводят все свои усилия по воспитанию к примитивному подчинению. И детей просто «ломают», дабы заставить их не капризничать, а в итоге - не иметь своего мнения.
Тинейджеры еще ориентируются на взрослых. Но им нужна теперь не столько защита, сколько признание себя, как самостоятельной личности, со своими желаниями, позицией, мнением. В семьях, где существуют доверительные отношения, этот период проходит относительно спокойно. Конечно, бывают нестандартные ситуации, но взаимоотношения родителей и детей позволяют им совместно «обсудить проблему» и найти ей правильное решение. Другое дело - авторитарные семьи и семьи, в которых больше всего внимания уделяется внешней стороне жизни ребенка (опрятный вид, сыт, послушен и т.п.). В подобных системах отношений желание ребенка становится для него самоцелью, приводящий к своеобразному «бунту на корабле».
Исследователи проблем семейных взаимоотношений выяснили, что наибольшее отчуждение между родителями и детьми приходится на период с 17-18 до 27-28 лет. Для молодых это время, когда практически все «взрослые радости» становятся официально дозволенными: сигареты, выпивка, секс, деньги. И в этот период, выскочив из родительского гнезда едва оперившиеся «птенцы» стремятся совершенно отгородить себя от старших. Они практически не воспринимают советов родителей (либо имитируют внешнее согласие), сторонятся и избегают их компании. Именно в эти 10 лет дети «учатся на своих ошибках», игнорируя чужой опыт. И только ближе к 30 годам дети, наученные горьким опытом, начинают находить общий язык со своими уже не молодыми родителями.
В данном выступлении мы остановимся лишь на двух проблемах:
- самые общие причины конфликта поколений;
- пути выхода из него.
Пятая заповедь из ветхозаветного Декалога – «почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20,12) имеет особенность: это первая из десяти заповедей, имеющая обетование, то есть обещание Бога в случае ее соблюдения о продлении дней земной жизни. Почему ей предается такое важное значение?
Есть мир физический и законы этого мира. Но есть и духовный мир, и его законы. Даже светская наука не отрицает души, называя ее свойством высокоорганизованной материи, которые изучает психология или коррекцией которой занимается психиатрия. Каковы же психологические причины конфликта «отцов и детей»?
Существует две точки зрения на его причины, претендующие на объективность.
Первая. В основе конфликта лежит непонимание, в случае ущербности нравственных начал доходящее до отчуждения. Причины непонимания – в якобы существующем различии интересов и жизненных целей, вызванных возрастной разницей поколений. Что было важным, нужным и правильным у отцов, у детей вызывает удивление, непонимание и отвержение.
Да, конечно, прогресс в материальной сфере приводит к появлению новых орудий труда и технологий, которые трудно осваиваются старшими, что вызывает раздражение у младших. Да, конечно, новый характер труда влияет на изменение семейных, производственных и общественных отношений. Да, конечно, есть и возрастные особенности восприятия происходящих перемен: для старших – это отступление от традиции, для младших – это стремление к новому.
В определенные исторические эпохи эти объективные противоположности восприятия искусственно гипертрофировались субъективными силами, провоцирую социальные взрывы. Один из последних исторических примеров – годы перестройки, когда молодежи усиленно навязывали комплекс жертвы. Общественно-скандальный фильм «Легко ли быть молодым» - тому яркий пример. В нем закоулки молодежной субкультуры (разочарованность, наркомания, депрессии и т.д.) были представлены, как центральные и основные характеристики молодого поколения. А виноватыми в таком положении оказались взрослые, которые привели страну и своих детей к такому положению. Так искусственно насаждался конфликт между поколениями.
Но эти следствия из реально существующих обстоятельств не являются определяющими, и у этой концепции есть противоречие. Оно заключается в том, что у отцов и детей нет различия в интересах: никто из них не хочет зла друг другу, чтобы сократить чьи либо дни на земле. Но если нет объективной противоположности интересов, то почему же есть конфликт «отцов и детей»?
Вторая точка зрения на природу конфликта: его стержнем является человеческая свобода. Причем неважно, какая бы антропологическая концепция не была бы положена в основу идеи свободы: человек или высокоразвитое животное или творение Бога – в любом случае свобода - неотъемлемая черта его личности. Без свободы нет человека. С точки зрения православной культуры свободу человеку дал Бог как Своему образу и подобию. Без нее человек жил бы как животное по инстинктам или как запрограммированный робот.
Но свобода – обоюдоострое оружие, как нож, которым можно и хлеб порезать, и человека убить: смотря в чьих он руках. Свобода – это единственное богатство, которое всегда принадлежит человеку, ее нельзя украсть, даже в неволе. Она была с человеком в раю изначально, и реализовывалась в послушании Адама и Евы своему отцу – Богу: не вкушать запретного плода, не допускать таким путем смешивание в своей душе добра и зла. Момент выбора наступил тогда, когда «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3,6). Ева по-другому посмотрела на страшное дерево и увидела, что оно прекрасно, то есть в ее сознании появилась некая ценность вне Бога и его заповедей. Человек тем самым поставил над собой эксперимент: реализовать свою свободу без Бога, став «как бог». Но известно, чем это закончилось: хотели стать «как боги», но увидели, что наги.
Таким образом, конфликт «отцов и детей» в человеческой истории начался с того, что в Священной истории называется грехопадением, и с тех пор стал сопровождать человека вплоть до наших дней. Собственно, Адам с тал первым в череде «блудных сыновей» как в ветхой, так и новой и новейшей истории и человечества.
Мы видим, что две причины на природу конфликта «детей и взрослых» отражают два типа мировоззрения: там, где в центре мироздания человек, и там где в центре жизни – Бог.
Соответственно и выходов из конфликтной ситуации предлагается два.
В первом случае – создание общества с либеральными (от анг. «liberal» «свободомыслящий») ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон.  Таком случае обязательства родителей и детей сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.
Во втором случае конфликт «отцов и детей» рассматривается, как нарушение божественной заповеди. Его ликвидация – возврат к Богу, установление мира с ним через покаяние сына и прощение Отца. Только таким путем возможно восстановление иерархии ценностей. Сначала в сознании и действии одного человека, затем в семье, коллективе и обществе, Собственно в этом и состоит духовно-нравственное воспитание, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, не нарушающего его собственные интересы. Поэтому и пятая заповедь дана не в категорической форме, а так, чтобы человек понял, что он должен сделать «чтобы продлились его дни на земле», чтобы бал установлена гармония в семье и обществе.
Как в этой ситуации отнестись к проблеме ювенальной юстиции? Конечно, в наш жестокий век, когда институт семьи находится в духовно-нравственном кризисе, нужны законы, охраняющее детство и права ребенка. К сожалению, рост детских домой, детей-отказников и оставленных без попечения родителями не является тем статистическим показателем, который радует всех нас.
Поэтому вопрос не в самой ювенальной юстиции, а в том, в чьих руках она будет, кто и какими методами будет исполнять принятые законы.
Пока же в педагогике господствуют идеи равенства воспитателей и воспитуемых, а мамы призываются быть подружками своих дочерей. Куклы –«пупсики и голыши», олицетворяющие младенцев и способствующие пробуждению материнских чувств, заменены на манекены-«барби», которые не дочки, а секс-символы взрослости и самостоятельности. В молодежной среде не формируется понятие об иерархичности устройства семьи, зато подробно разбираются права ее членов. Родители часто реализуется принцип «все лучшее – детям», не понимая его развращающего для нравственного здоровья характера. И эти «ростки и цветки» либерализма не делают нашу жизнь краше, приводя к новым конфликтным ситуациям между родителями и детьми.
Поэтому для ликвидации конфликта «отцов и детей» есть только один путь, который уже давно известен в православной культуре – путь блудного сына. Но бесполезно лечить плоды, если больны корни, поэтому надо начинать с нас, взрослых, с родителей, нарушающих главный принцип педагогики – воспитание на положительном примере. Ведь народная мудрость утверждает: «что посеешь, то и пожнешь». Первыми шагами должны стать осознание каждым родителем ответственности за семью, возврат в нее отца и повышение статуса матери. Тогда и в самой ювенальной юстиции не будет необходимости. 
О.В. Розина, к.и.н., доцент МГОУ и ПАПО
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь