Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Сретенские встречи в Ельце

Сретенские встречи в Ельце
18 мая 2010 года в Елецкой православной гимназии во имя Тихона Задонского состоялась весенняя сессия Молодежной православной академии «Сретенские встречи», посвященная проблеме охраны семьи и детства. Встреча была организована аппаратом уполномоченного по правам человека в Липецкой области, правоохранительными органам, педагогической и родительской общественностью, священством и проходила в форме «круглого стола» «Ювенальная юстиция как средство защиты детства. Проблемы, альтернативы, перспективы развития. Взгляды государства, Церкви, гражданского общества». Целью встречи являлось ознакомление собравшихся с различными оценками понятия «ювенальная юстиция», отдельными аспектами ювенальных технологий, а также анализ возможности их применения в условиях современного российского общества.
Кризис семейных ценностей, с одной стороны, детская и подростковая преступность – с другой стороны не могут не волновать педагогов и родителей. В обществе существуют различные взгляды на пути выхода из существующего положения. Один из них, ориентированный на западные развитые страны, состоит в создании системы ювенальной юстиции. Эта система представляет собой совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего ребенка. Введение ювенальной системы предусматривает коренные реформы в области защиты прав несовершеннолетних.
Другая точка зрения на выход из аномального положения с подростковой преступностью и нарушением прав детей состоит в создании системы мер, способствующих восстановлению традиционных норм общественной нравственности, духовном оздоровлении семейных отношений. У нас в стране уже есть законы и система органов опеки и попечительства, охраняющие и защищающие права ребенка, а действующее уголовное законодательству предусматривает мягкое производство с участием несовершеннолетних. Поэтому создание новой системы, имеющей аналогичные цели и задачи, а не совершенствование уже имеющейся, вряд ли является целесообразным шагом.
В последние месяцы общественная дискуссия по отношению к ювенальной юстиции проходит во многих регионах страны. Известно, что законы о ее введении в России еще не приняты, но уже в 20 так называемых «пилотных регионах» фактически реализуются ювенальных технологии. Эти факты вызывают обеспокоенность общественности, и именно попытки всестороннего рассмотрения путей выхода из создавшегося положения был посвящен «круглый стол», прошедший в Ельце, под председательством уполномоченного по правам человека в Липецкой области Н.И. Загнойко. В зале заседаний собрались представители педагогической и родительской общественности, ученые и общественные деятели, служащие правоохранительных органов и священнослужители из Москвы, Ельца, Липецка, Воронежа.
В выступлении сопредседателя движения «Народный Собор» и «Общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности» В.Е. Хомякова указывалось на то, что ювенальная юстиция – это путь к разрушению семьи, развалу образования, разгулу преступности, межконфессиональной и межэтнической розни. Ее введение противоречит государственной демографической политике, является наступлением на демократические права и свободы граждан России. В принятие ювенальной юстиции нашей страной заинтересованы, прежде всего, международные организации (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Департамент международного развития Великобритании, американские, канадские, французские правозащитные организации и иные иностранные структуры). В ювенальной юстиции приоритетными являются права ребенка над правами взрослого, что на практике приведет к появлению многочисленных судебных исков детей против родителей. В западных странах уже имеются далеко не единичные примеры лишения родительских прав по заявлениям детей, что приводит к невозможности какого-либо родительского влияния, а асоциальных образ жизни детей и подростков трактуется как альтернативный, допустимый и возможный. Причем ювенальную юстицию следует рассматривать как систему, звенья которой связаны воедино, начиная с законов, запрещающих любые наказания детей, расширения прав суда и социальных служб, кончая изъятием детей в приюты и запрещением какие-либо отношения с родителями.
Представители правоохранительных органов - областного суда, прокуратуры и системы исполнения судебных наказаний – рассказали о современном положении с организаций судопроизводства по делам несовершеннолетних в Липецкой области и о мерах по профилактике правонарушений в молодежной среде. Опыт работы показывает необходимость выделения ювенального (детско-подросткового) судопроизводства в отдельную отрасль, усиление необходимости индивидуальной работы, направленной не столько на наказание, сколько на исправление оступившегося, усиление мер по профилактике преступности. Председатель Елецкого Третейского суда В.Г. Федченков особо подчеркнул необходимость специализации судей, а также усиление работы в школе при опоре на психологов и педагогов. Вместе с тем в ряде выступлений указывалось на недостаток психолого-педагогического образования у судей, что затрудняет ведение дел, связанных с правонарушениями подростков.
Член редколлегии журнала «Русский дом», член Союза писателей России Ю.Ю. Воробьевский обратил внимание присутствовавших на реализацию системы ювенальных судов в ряде регионов России, в частности, в Ростовской области, что свидетельствует о том, что «машина ювенальной юстиции уже запущена». Недостаточная информированность российской общественности и родителей способствует тому, что русские люди еще не до конца осознают ту опасность, которая заложена в этой системе для подрыва духовного здоровья нации.
Сотрудник лаборатории проблем духовно-нравственного просвещения Воронежского Института повышения квалификации работников образования Т.В. Дорофеева высказала опасения, что введение ювенальной юстиции приведет к искажению всей школьной воспитательно-образовательной системы. Воспитание неразрывно связано с принуждением и понуждением, что в ювенальной системе недопустимо и фактически ведет к запрету на воспитание, сводя функции педагога только к передаче знаний тем учащимся, которые хотят их получить. Это приведет к существенному пересмотру профессиональных обязанностей педагога и к возникновению противоречий в родительских обязанностях. Родители, с одной стороны, обязаны участвовать в реализации государственного закона о всеобщем среднем образовании, с другой стороны, появится запрет на применение любых воспитательных мер в отношении детей, не желающих посещать школу. Введение ювенальной системы приведет, по мнению докладчика, к уходу талантливых педагогов из школы и сокращению рождаемости.
С информацией о состоянии дореволюционной законодательной базы по семейному праву выступил заместитель председателя Коллегии адвокатов «Петровская», почетный адвокат России Г.С. Такашивили. На основе анализа Свода законов Российской империи» (том Х) автор пришел к выводу о гармоничности родительско-детских отношений, так как юридические нормы при несомненном приоритете прав взрослых охраняли обе стороны, способствуя укреплению семьи в соответствии с реализацией прав и обязанностей всех ее членов. С одной стороны, родители должны были дать детям «пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по своему состоянию» и имели право на наказание своих непослушных детей, но с другой стороны несоразмерная жестокость этого наказания могла привести к лишению их всех прав состояния, тюремному заключению или ссылке. В свою очередь дети обязаны были следовать воспитательным указаниями родителей, имея при этом гарантии имущественных прав. Именно возврат духовно-нравственной составляющей в семейные отношения является необходимым условием урегулирования семейных конфликтов.
Кандидат исторических наук, доцент МГОУ и ПАПО О.В. Розина выступила с сообщением «Конфликт поколений: поиск выхода из неизбежной реальности» (здесь). Она обратила внимание на то, что в проблеме ювенальной юстиции сфокусировалось противостояние двух мировоззренческих систем, основанных на разных аксиологических (ценностных) основаниях – традиционном православно миропонимании и гуманистически-атеистическом взгляде на мир. С точки зрения гуманистической парадигмы, конфликт «отцов и детей» обусловлен противоположностью интересов различных поколений, что приводит к непониманию и отчуждению, которые в определенные исторические эпохи искусственно гипертрофируются субъективными деструктивными силами. Выход из этого положения – в юридическом оформлении родительско-детских отношений на основе равенства сторон или даже преимуществ детей, как наиболее слабых и незащищенных в семейном союзе. На что, собственно, и направлена система ювенальной юстиции. С точки зрения традиционных православных ценностей, нарушение пятой заповеди Декалога «почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20,12) приводит к искажению всей системы семейных ценностей. Это нарушение обусловлено ложно понятой человеческой свободой и лишь путь блудного сына через его покаяние и прощение Отцом есть путь восстановления истинно духовных и нравственных отношений в семье. Но бесполезно лечить плоды, коль больны корни. Поэтому главное – духовное просвещение в родительской и педагогической среде, подготовка подростков к ответственному родительству, а не насаждение атмосферы разобщенности членов семьи и разрыва связи поколений.
Кандидат культурологии, доцент ПАПО Н.А. Кутикова обратила внимание собравшихся на необходимость формирования семейных ценностей на уроках православной культуры (здесь). Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Автор привела список литературы по семейному воспитанию.
Врач-хирург городской клинической больницы № 1 им Н.И. Пирогова Ф.Г. Овчинников привел примеры из жизни своей семьи, в которой его отец четверть века был врачом, а затем столько же лет – священником и где соблюдались христианское нормы родителько-детских отношений. Выступавший выразил обеспокоенность состоянием современного образования, внедрением в школьное пространство предметов, развращающих детей и способствующих распаду семьи. Увеличение объема прав детей в системе ювенальной юстиции недопустимо, в том числе по медицинским показателям, так как оно окажет пагубное влияние на личность подростка, неокрепшую духовно и физически.
Представители родительской общественности выразили обеспокоенность планами и практикой введения системы ювенальной юстиции. Так, в выступлении Т.А. Федченковой прозвучала тревога за детей, чья судьба может быть сломана неправильным воспитанием, вызванным отчуждением поколений и разрывом семейных связей. Т.В. Ткаченко привела примеры противоречивости отношения к семье социальных работников: с одной стороны, реальная помощь ими не оказывается (например, по решению проблемы водоснабжения дома), а с другой стороны в рамках ювенальной юстиции это может быть растолковано, как не обеспечение детям нормальных условий проживания.
В целом заседание «круглого стола» продлилось более 4-х часов, не оставив никого равнодушными, что свидетельствует об актуальности обсуждаемых проблем. Участники констатировали, что между собравшимися произошел конструктивный диалог, который позволил придти к следующему заключению:
1. Существующая система российского семейного, гражданского и уголовного законодательства является достаточной для осуществления правосудия в отношении правонарушений детей и подростков, с одной стороны, и охраны их прав, с другой. Необходим контроль гражданского общества и родительской общественности за его соблюдением и реализацией.
2. Система ювенальной юстиции, реализуемая в России по западной модели, не соответствует традиционным общественным ценностям, искажает природу детско-родительских отношений, способствует искажению семейных отношений и не отвечает задачам будущего развития страны.
3. Ювенальная юстиция представляет собой определенную систему, поэтому невозможно ее введения по частям, и попытка реализовать на практике отдельные звенья системы повлечет со временем ее введение в целом, что недопустимо с точки зрения российской ментальности.
4. Необходимо более широкое привлечение представителей традиционных российских конфессий к решению проблем детской и подростковой преступности и восстановлению традиций семейного воспитания.
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь