Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Вступительное слово протоиерея Владимира Янгичера

Вступительное слово протоиерея Владимира Янгичера

Христос Воскресе!

Этими великими пасхальными словами, на протяжении сорока дней после Пасхи, мы приветствуем друг друга уже около двух тысяч лет. «Христос Воскресе» – это радость, ни с чем не сравнимая. И эта радость пребывает с нами не только в пасхальный сорокадневный период, но и весь год. Каждое воскресенье мы снова и снова вспоминаем её, напоминаем друг другу о ней, делимся этой радостью с ближними. Но и во все дни, весь год, и всю жизнь она пребывает с теми, кто «радуется этой радостью».
Есть на нашей прекрасной земле много и других радостей: радость познания и радость любви, радость труда и радость творчества, радость борьбы и радость покоя. Все они, без исключения, приходящие и уходящие, вспоминаемые и забываемые.
Радость воскресения – вечна. Её даровал нам Христос, и никто и ничто в мире не может её омрачить, отнять или угасить. Дар воскресения – это дар жизни, жизни без смерти. Разве может человек, живущий на земле, забыть, что он – живёт?! Так же и радость праздника воскресения – незабываема.
Про радости и праздники мы не забываем, любим их и готовимся к ним. Но всегда ли мы помним, какой труд невидимо стоит за каждым из праздников? Вот сейчас я приехал сюда с нашего приходского детского пасхального спектакля. Дети нашей воскресной школы, их родители, учителя, просто друзья – все участвовали, готовились, переживали, старались, чтобы праздник состоялся. И он состоялся. Это стало нашим местным, маленьким праздником. Посмотрим глубже: скоро мы будем отмечать День Победы. Сколько сил, трудов, напряжения, страданий, боли человеческой было отдано и пережито, чтобы мы с вами могли сегодня жить на нашей земле. Мы не участвовали в военных действиях, Победа нам подарена поколением войны. Но мы радуемся этой победе, пользуемся её плодами и помним тех, кто нам её подарил.
Но посмотрим ещё глубже. «Праздников Праздник и Торжество из торжеств» – Пасха! Всегда ли мы задумываемся над тем, какой же ценой он нам дан? «Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор., 6, 20), - пишет апостол Павел. Какие усилия, точнее, Чьи усилия привели мир к воскресению? Для этих воспоминаний Церковь выделяет особые дни: Великий Пост, и особенно, Страстную Седмицу. Вот в эти святые дни мы и совершим сейчас наше духовное паломничество. Не для того только, чтобы просто вспомнить известные всем события, а чтобы возгреть в себе хотя бы малое чувство благодарности к Подателю этого и других даров. Благодарность необходима для нас, это, наверное, первое чувство, которое воспитывается матерью в ребёнке – для его же будущего счастья. Мы сейчас постараемся ещё раз ощутить, какая цена стоит за нашими праздниками, вспомним о Христе Спасителе, подарившем нам вечную жизнь, и войдём со Христом в радость Воскресения.
Мы сейчас не просто будем смотреть фильм, как это бывает обычно, когда люди приходят в кино за новыми впечатлениями, ощущениями или новыми интересными знаниями. Нет, всё, о чем будет идти повествование, хорошо известно, до мельчайших подробностей, записанных евангелистами. Это, скорее, фильм-воспоминание, фильм-сопереживание, отличающийся от обычного фильма так же, как отличается паломничество, в котором требуются духовные и физические усилия для приобретения определённых качеств души, от экскурсии, которая рассматривается как приятное и просто познавательное, ни к чему не обязывающее времяпрепровождение. Нам предстоит войти в мир русских икон, византийских мозаик, сербских фресок, в мир душевных переживаний мастеров художественной культуры прошлого, которые по-своему увидели эти события, и, увидев, поделились своим видением с нами. «Бога не видел никто никогда» (Ин., 1,18), «Человек не может увидеть Бога и остаться в живых» (Исх., 33,20), - говорит Священное Писание. Но подготовиться к встрече с Ним – неминуемой встрече – мы можем, и даже должны, если мы Его дети. На это нас настраивает и церковная живопись, и слова богослужения, и церковное пение. И всё, что связано с Богом, - всё проникнуто красотой. «Дело Его – слава и красота» (Пс., 110,3). Поэтому красота является неотъемлемой частью нашей Православной культуры, даже когда она изображает земную трагедию, и отсветы прекрасного видятся и в природе Святой Земли, и в образах Спасителя и Его святых учеников.
Ещё одна особенность предстоящего просмотра заключается в том, что методика построения фильма возвращает зрителя к глубинной, базовой (хотя и забытой и непопулярной сегодня в светской культуре, а особенно, в масскультуре) основе и способу восприятия красоты Божиего творения: культуре созерцания. Созерцание – неторопливое и вдумчивое – свойственно всем традиционным цивилизациям. И то, что на экранах мы видим сейчас постоянные движения и мелькания, это неестественный, неприродный способ восприятия и постижения мира. Конечно, наше сознание приспосабливается и к такому мироощущению, тем более что оно не требует духовного труда, оно приятнее … и безответственней (!), поскольку не даёт времени соотнести себя, свою душу с изображаемыми событиями и сделать разумные выводы, полезные для души. Конечно, так оно легче, но… бесполезнее, и как много теряет душа в этой экранной суете! А наш фильм-сопереживание построен на внимательном всматривании в иконы, фрески, мозаики, - всё то, что можно назвать «окном в вечность», на вслушивании в музыкальное сопровождение, в слова Евангелия, богослужебных стихир и песнопений (заметим, кстати, что в тексте нет ни одного безблагодатного слова, но все слова взяты из Священного Писания и из Церковного Предания). И всматриваясь, и вслушиваясь, внимательная душа спросит себя: «А где бы я был в те дни? Не испугался бы преследований за имя Христово и смалодушничал бы, постеснявшись исповедать своего Спасителя? Не я ли спокойно опустил бы руку вместе с Учителем в одно блюдо, намереваясь в душе отступить от Него? И не я ли, прислушиваясь к «общественному мнению», сделал бы выбор против Истины, умыв «для видимости», руки? А не бывает ли со мною и сейчас чего-либо подобного?» Такое восприятие требует душевного труда, подобного труду молитвенного стояния за богослужением, тем более что в основе музыкального произведения митрополита Илариона, на звучании которого построен фильм, находится богослужение Страстей Христовых – Вечерня и Утреня Великого Четверга.
Автор просит прощения у профессиональных кинорежиссёров и ценителей «высокого искусства» за имеющиеся в фильме недостатки, поскольку работа проводилась на обычной домашней аппаратуре, в простой компьютерной программе, без использования спецэффектов и без особых способов обработки изобразительного материала (для справки: последний кадр фильма – вид Лавры – снят из окна той «кельи», где он создавался). При желании, в этой работе можно увидеть профессиональные недочёты. Но в ней можно увидеть и великие произведения христианской культуры, живописи и зодчества, послушать проникновенную музыку. А ещё можно увидеть прекрасную природу Святой Земли и, наверное, многое другое. Мы ведь все разные, и увидим разное, каждый – своё. Но автор всем желает – за всеми этими «разностями» – увидеть Христа: Воплотившегося, Родившегося от Марии Девы, Преданного, Страдавшего, Погребенного, Воскресшего и Пребывающего с нами до скончания века.

Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь